45th International Philological Research Conference

Игра в прятки: визуальный инструментарий, эмоциональный опыт и этос

Инна Сергеевна Веселова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-03-15
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Почти девяносто лет назад П. Г. Богатырев и Р. О. Якобсон определили фольклор как особую форму творчества. Но фольклор является и формой «общего знания», которое находит выражение не только в вербальных формах, но и в символических действиях и артефактах. Фольклор предоставляет человеку стереотипизированные способы «творить», знать и помнить, но что еще более важно: действовать и чувствовать в мире. В докладе представлены результаты исследования игры в прятки как символического научения режимам «видимости» и «невидимости», а также связанных с визуальным восприятием эмоций.

Тезисы

Почти девяносто лет назад П. Г. Богатырев и Р. О. Якобсон определили фольклор как особую форму творчества. Но фольклор является и формой «общего знания», которое находит выражение не только в вербальных формах, но и в символических действиях и артефактах. Фольклор предоставляет человеку стереотипизированные способы «творить», знать и помнить, но что еще более важно: действовать и чувствовать в мире. В докладе представлены результаты исследования игры в прятки как символического научения режимам «видимости» и «невидимости», а также связанных с визуальным восприятием эмоций. Работа всех органов чувств и само восприятие «реальности» культурно детерминированы. Маршал Маклюэн утверждает, что в зависимости от типа культуры, письменной или устной, люди научаются по-разному распознавать визуальные стимулы, видеть или не видеть определенные объекты. Сам режим «видения» и «не-видения» оказывается культурно задан. Меня интересует, как происходит культурное освоение «элементарных» визуальных навыков, обозначаемых глаголами «скрыться», «спрятаться», «найти», «обнаружить», а также переживаний этих визуальных впечатлений. Имеющиеся в моем распоряжении интервью с более чем двадцатью собеседниками 20–70 лет из разных регионов нашей страны показывают, что освоение пространства игры тренирует работу каналов зрительного восприятия, эмоциональные, когнитивные и этические компетенции. Прежде всего, для успешности в игре, игроку нужно овладеть сложным визуальным инструментарием. Ему нужно учиться устанавливать визуальный контакт, соизмерять и масштабировать пространство (определять объекты по характеристикам ближе — дальше, больше — меньше), сканировать происходящие изменения. Ценными визуальными навыками становятся способности децентрировать свою точку зрения и моделировать точку зрения антагониста, дабы прогнозировать его поведение. Также игроку предоставляется широкое поле для эмоционального тренинга. Необходимым навыком в игре оказывается преодоление страха неизведанного, которое позволяет получить игровое преимущество. В индивидуальный эмоциональный опыт игры входят страх и бесстрашие, смелость и ощущение безопасности.
Поскольку пространство игры приспосабливается и изучается детьми в «пространстве мира взрослых», то вместе с «картой местности» им достаются и этические нормы. В пределах заданного диапазона каждый из игроков отмеряет приемлемое для себя соотношение послушания и риска. В зависимости от контекста каждому приходится принимать решение, помогать ли слабому, обманывать или следовать принципам fair play.