45th International Philological Research Conference

Обучение нормам лексической сочетаемости на продвинутом этапе овладения английским языком.

Анна Александровна Успенская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2016-03-17
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается проблема обучения нормам лексической сочетаемости на продвинутом этапе овладения английским языком в вузе. Актуальность проблемы объясняется высокими требованиями к языковой компетенции изучающих английский язык на уровне B2-C1 и тем фактом, что в работе над расширением вокабуляра нормам лексической сочетаемости редко уделяется должное внимание. Автор определяет цель обучения лексической сочетаемости и даёт методические рекомендации для общего разговорного и профессионально-ориентированного курсов английского языка.

Тезисы

По мере приближения к продвинутому уровню владения иностранным языком у изучающих возникают новые задачи в области развития лексической компетенции. В связи с обогащением вокабуляра, растущими возможностями самовыражения на иностранном языке и готовностью затрагивать в устной и письменной коммуникации всё более сложные темы, усложняется и работа с лексикой: появляется необходимость выбирать нужное слово из широкого синонимического ряда в соответствии с контекстом, спонтанно строить наиболее точные и выразительные сочетания слов, соблюдать языковую норму, узус и грамматические особенности словоупотребления. Овладению соответствующими умениями и навыками препятствует интерференция родного языка, которая остаётся достаточно сильной даже на продвинутом уровне и особенно часто проявляется в попытках компенсировать недостаток знаний о сочетаемости слов иностранного языка дословным переводом с родного. Соответственно, изучающий иностранный язык в удалении от языковой среды сталкивается с необходимостью постоянного пополнения знаний, развития умений и навыков в области лексической сочетаемости, а также стратегий самостоятельного овладения такими ЗУН.
Необходимо определить, какие именно знания о слове лягут в основу умений и навыков работы с ним. На наш взгляд, это знание полного спектра значений слова, коннотаций, стилевой принадлежности, сходств и различий с синонимами, устойчивых сочетаний со словом, особенностей употребления с предлогами. Навыки, обеспечивающие правильное употребление слова в сочетании с другими словами, включают навык припоминания разных единиц лексико-семантического поля и выбор единицы, наиболее адекватной контексту, навык правильного произнесения/написания, навык выбора необходимого предлога. Среди лексических умений, необходимых для правильной лексической сочетаемости, отметим умение использовать слово во всей полноте его значений и функций, спонтанно строить соответствующие языковой норме и внутреннему намерению говорящего сочетания, выбирать лексику в соответствии со стилем речи и узусом употребления. Стратегии овладения ЗУН лексической сочетаемости подразумевают, что учащийся может самостоятельно пополнять свой словарный запас новыми сочетаниями, встреченными в устных и письменных текстах, запоминать и использовать данные сочетания, достигать правильного словоупотребления в устной и письменной речи с помощью словарей, аутентичных текстов, поисковых систем.
Обучение нормам лексической сочетаемости нацелено на формирование указанных выше ЗУН независимо от того, является ли курс английского языка общеразговорным или профессионально-ориентированным. Тем не менее, методическая реализация обучения в рамках данных курсов будет иметь свою специфику.