45th International Philological Research Conference

Общее и особенное в монгольских этиологических рассказах

Дмитрий Алексеевич Носов
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт восточных рукописей РАН

213
2016-03-15
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут рассмотрены два этиологических сюжета, бытующие среди монголов, бурят и калмыков. С одной стороны, оба эти сюжета фиксировались практически повсеместно у этих народов. С другой, они существуют в разных культурных и религиозных контекстах. Это позволяет наглядно показать, какие представления являются общими для всего монголоязычного мира, а какие были принесены инокультурным влиянием. Также будет показано, как можно использовать вторичные источники для реконструкции условий бытования этиологических рассказов.

Тезисы

Среди монгольских народов, проживающих на территории Монголии, России и Китая, широкое распространение получили тексты с жанровым обозначением «легенды-сказки». Под этим названием скрываются этиологические рассказы, популярные во многих странах мира. Они аккумулируют различные представления о возникновении природы и общества. Эти представления могут носить как шуточный, так и серьезный характер.
На основе рассмотрения двух сюжетов, которые фиксировались собирателями во второй половине XIX — первой трети XX в. у всех монгольских народов, мы можем показать, какие представления являются общими для них, а какие возникают под влиянием локального контекста.
Многочисленные истории о том, как прекратился обычай убивать стариков (сюжет ATU981), принимают различные формы в зависимости от этнической и религиозной среды бытования. Но во всех рассмотренных в докладе случаях старики представлены как носители мудрости.
Истории о том, как ласточка обманула насекомое, пытавшееся уничтожить людей, записывали и в Калмыкии, и во Внутренней Монголии (КНР). Иногда в качестве антагониста может выступать шмель, иногда — комар, но представление о том, что ласточка является защитником людей, является общим для всех монгольских народов.
Большинство «легенд-сказок», опубликованных к настоящему времени, носит сатирический характер, хотя архивные материалы и этнографические публикации дают иную картину. Этиологические сюжеты бытовали и как самостоятельные тексты, и как элементы рассказов других жанров. Выявление подобных рассказов в публикациях второй половины XIX в. по этнографии монголов, бурят и калмыков позволяет представить реальную популярность и разнообразие этиологических сюжетов, бытовавших среди этих народов в данный период.