45th International Philological Research Conference

Академик А. И. Белецкий — исследователь женского художественного творчества XIX в.

Мария Анатольевна Дорожкина
Докладчик
доцент
Московский государственный областной университет

188
2016-03-18
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Неопубликованная работа академика А. И. Белецкого «Эпизод из истории русского романтизма. Русские писательницы 1830–1860-х гг.» — этапное произведения молодого ученого, которое до сегодняшнего времени остается достоянием архивов. Исследование творчества женщин-писательниц в контексте исторических, общественных, западноевропейских литературных и культурных связей представляет научный интерес для изучения. Белецкий поднимает вопрос о литературном каноне, ставит проблемы изучения женской прозы, особенностей литературной деятельности русских писательниц, типологии «женской литературы» XIX в.

Тезисы

В Пушкинском доме (ИРЛИ РАН) в рукописном отделе хранится работа академика АН СССР А. И. Белецкого «Эпизод из истории русского романтизма. Русские писательницы 1830–1860-х гг.». Имя Белецкого принадлежит к поколению ученых, которое в XX в. стояло у истоков создания науки о литературе. «Эпизод из истории русского романтизма…» занимает важное место в наследии ученого периода его становления.
Белецкий приводит хронологическую таблицу «деятельности» русских писательниц с 1830 г. по 1860 г., в основу которой кладет лишь наиболее характерные произведения для того времени. Руководящими принципами отбора стали: читательские впечатления, продолжительность литературной деятельности, плодовитость писателя. Предметом своего изучения Белецкий делает творчество 19 писательниц: З. Волконской, М. Лисицыной, Н. Тепловой, Е. Ростопчиной, А. Глинки, Е. Кульман, К. Павловой, Н. Дуровой, М. Жуковой, Е. Ган, Е. Шаховой, С. Толстой, Е. Кологривовой, Ю. Жадовской, Е. Вельтман-Кубе, А. Марченко, Н. Хвощинской, Е. Панаевой, Е. Тур.
Белецкий делит писательниц на три группы.  В преддверии первой группы стоят З. Волконская, Е. Кульман, Н. Дурова, которые, по мысли ученого, не столько своими произведениями, сколько своими яркими биографиями, подготовили читателя к восприятию «женской литературы».
Первая группа обозначена как «Эпигоны эпохи чувствительности: М. Лисицына, Н. Теплова, Е. Шахова, А. Глинка», литературная деятельность которых выражается преимущественно в стихах, близких к романтической поэтики В. А. Жуковского. В их творчестве читатель найдет лишь предвестия, разрозненные элементы той «женской» поэтики, которая приобретает цельный характер в творчестве русских писательниц 1840–1850-х гг.
Вторая группа — романтическая: Е. Ган, М. Жукова, Е. Кологривова, Е. Вельтман-Кубе. Эти  писательницы достаточно сильно связаны с русским и западноевропейским романтизмом первой трети XIX века. Отдельно выделяется творчество Е. Ростопчиной и К. Павловой.
Литературная деятельность третьей группы писательниц приходится на 1850-е гг.: Ю. Жадовская, А. Марченко, Е. Тур, А. Панаева, Н. Хвощинская. Их творчество близко к натуральной школе, но в их сюжетах, писательской манере остается много романтического.
Белецкий считает, что к 1860-м годам женское творчество постепенно утрачивает свои особенные признаки. Обращаясь к изучению историко-литературного материала, Белецкий расширят представления о художественном пространстве русской литературы, о значении писателей второго и третьего ряда для понимания общей концепции динамики литературного процесса и его жанрово-стилевого многообразия.