45th International Philological Research Conference

«Женская нота» в произведениях Э. М. Форстера

Мария Георгиевна Соколовская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

190
2016-03-16
15:50 - 16:05

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается гендерный аспект создания женских образов в художественных произведениях Э. М. Форстера (главным образом на материале романа «Хауардз-Энд»), а также его интерпретация творчества писателей-женщин в литературно-критических работах.

Тезисы

О необходимости признать существование «женской ноты в литературе» Э. М. Форстер говорит в одноименном эссе («The Feminine Note in Literature»), прочитанном на собрании группы «Блумсбери». Эссе во многом предвосхищает идеи «Собственной  комнаты» В. Вулф, услышавшей  доклад Форстера в том самом декабре 1910 г., когда, по ее знаменитому высказыванию, «человеческий характер изменился». Знаменательно и то, что именно в 1910 г. вышел роман Форстера «Хауардз-Энд», в котором положения эссе находят художественное воплощение. Можно сказать, что эссе стало своего рода глоссой к роману.
Если в романе «Комната с видом» (1908) освобождение от викторианских гендерных стереотипов было одной из главных тем, то в «Хауардз-Энде» гендерный аспект становится структурообразующим: «мужской» клан Уилкоксов и все, что за ним стоит: бизнес, имперские интересы, «внешняя жизнь», — противопоставляется  образованным свободомыслящим Шлегелям, в «женском» доме которых «ничего не происходит, кроме искусства и литературы». В свою очередь образы, связанные с местом соединения и примирения — Хауардз-Эндом — старинным фермерским домом, над которым, словно товарищ, склонился древний вяз, — обладают свойством некоей андрогинности.
Даже для описания внешности героев Форстер пользуется принципиально разными художественными средствами. Генри Уилкокс изображен достаточно традиционно и реалистично; более импрессионистично описаны сестры Шлегель. Рут Уилкокс , одна из таинственных героинь Форстера, соединяющих в себе две реальности, подобно миссис Мур в «Поездке в Индию» (1924), не воспринимается вне лейтмотивов и символов, которые создают подводное течение романа. Именно этот «второй» сюжет романа, порой вступающий в противоречие с «первым», служит главным проводником возможности соединения (в том числе соединения мужского и женского начал), которое призвано гуманизировать и спасти цивилизацию.