45th International Philological Research Conference

В поисках покоя: судьба и творчество C. Тик

Татьяна Алексеевна Зотова
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

190
2016-03-14
16:15 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен жизни и творчеству С. Тик, а также роли, которую она сыграла в формировании раннего немецкого романтизма. Софи Тик, сестра Людвига и Фридриха Тиков, представляет собой парадоксальную фигуру в истории эпохи. Будучи самобытным автором, чьему перу принадлежит широкий ряд произведений практически во всех романтических жанрах, она всегда оставалась в тени своих знаменитых братьев, коллег и соавторов.

Тезисы

Образ С. Тик парадоксальным образом остается «слепым пятном» в истории немецкого романтизма. В течение более чем полутора веков ее имя упоминается преимущественно в культурно-историческом контексте описаний эпохи, в связи с другими романтическими авторами — прежде всего, с ее старшим братом, Людвигом Тиком, а также ее соавторами: Ф. Бернгарди и Ф. де ла Мотт Фуке. Даже в исследовательской литературе вклад С. Тик в развитие литературы романтизмы часто остается неучтенным.
При этом, однако, творчество С. Тик нельзя назвать вторичным, эпигонским. Ее перу принадлежит множество стихотворений (значительная часть которых доступна только в корпусе ее писем к братьям и друзьям), драматических произведений, несколько романов, а также обработка средневекового эпоса «Флор и Бланшфлёр» — не будет преувеличением сказать, что писательница оставила след практически во всех романтических жанрах. Известно, что она играла значимую роль в Йенском и — позднее — Берлинском романтическом кружках, однако более точно степень ее влияния пока ещё предстоит установить.
Одновременно с этим жизненный сценарий С. Тик сильно не совпадает со сценариями, воплощенными более известными женщинами романтизма: Каролиной Шеллинг, Беттиной фон Арним, Доротеей Шлегель и другими. Следуя скорее за старшим братом, чем за другими женщинами, которым оказалось легче найти свое место в новой парадигме, предусматривавшей — хотя бы в идеальной форме — равенство полов, С. Тик остается одной из самых загадочных фигур немецкого романтизма.