45th International Philological Research Conference

Лавиния и Пенелопа: дар слова. Два феминистских романа на сюжеты из античной мифологии

Катерина Михайловна Сиверцева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-17
16:10 - 16:25

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сопоставительному анализу современных романов двух англоязычных писательниц феминистского толка: канадки М. Этвуд и американки У. К. Ле Гуин, — о двух женских персонажах греческой и римской мифологии: Пенелопе, жене Одиссея, и Лавинии, жене Энея, соотвественно.

Тезисы

В начале нынешнего века две англоязычные писательницы, совершенно независимо друг от друга, опубликовали два романа, посвященные двум всемирно известным женщинам античности: Пенелопе, жене хитроумного Одиссея («The Penelopiad», М. Этвуд, 2005) и Лавинии, жене Энея, основателя Рима («Lavinia», У. К. Ле Гуин, 2008).
Эти авторы — современницы, литературная карьера обеих началась в 1960-х гг., отсюда главное их сходство: обе они убежденные и последовательные феминистки. Но, как и внутри любой идеологии, различие позиций значит больше, чем принадлежность к одной вере. Этвуд всегда выступала как радикальная, или «сердитая», феминистка; знаковыми являются ее романы «The Edible Woman» (1969 г.) и «The Handmaid's Tale» (1985 г.), ставшие классикой жанра феминистической антиутопии. Что касается Ле Гуин, ее позицию можно определить как либеральный феминизм: начиная с романа «The Left Hand of Darkness» (1968 г.) она исследует природу пола в контексте культуры, антропологии и психологии, но не политики.
Желание дать «право голоса» двум традиционно безгласным, во всех отношениях несамостоятельным мифологическим персонажам-женщинам вполне закономерно для писательниц подобных взглядов. Одна из главных задач доклада — выяснить, почему именно в начале XXI в., в эпоху постфеминизма, когда основные политические цели движения или достигнуты, или утратили актуальность, появились эти два произведения, а также чем они схожи.
Не менее важно для исследователя продемонстрировать, как сложившиеся за долгие годы системы взглядов двух зрелых писательниц (Этвуд написала о Пенелопе в 66 лет, а Ле Гуин о Лавинии — в 84 года) определяют трактовку образа главной героини, роль второстепенных персонажей, в том числе мужей, Одиссея и Энея, а также окружающих героиню женщин и, наконец, композицию каждого из романов.
Основной вывод исследования состоит в том, что, хотя феминизм как политическое движение пережил расцвет в 1960–1970-х гг., а к началу нового столетия, по убеждению докладчика, практически утратил смысл и выродился в собственную пародию, сформированное им социально-этическое кредо по-прежнему дает творческий импульс тем, кто осмысленно и последовательно исповедует его идеи.