45th International Philological Research Conference

Возможности мультимедийных технологий в преподавании РКИ на начальном этапе.

Татьяна Алексеевна Наймушина
Докладчик
доцент
Астраханский государственный технический университет

215-а
2016-03-18
17:50 - 18:05

Ключевые слова, аннотация

В статье говорится об актуальности использования  мультимедийных технологий в процессе обучения РКИ. Мультимедийные образовательные технологии обладают многими дидактическими возможностями, предоставляя информацию в различных формах, что пробуждает интерес у учащегося и повышает его мотивацию. В статье описан мультимедийный тренажер, предназначенный в первую очередь для самостоятельной работы студента при освоении им  русского алфавита, норм произношения звуков и написания букв, а также грамматики и речевого этикета на начальном этапе обучения.

Тезисы

Мультимедийные технологии в последнее время активно внедряются в процесс обучения, в том числе РКИ для формирования у учащегося навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Мультимедиа являются эффективной образовательной технологией благодаря своим возможностям интерактивного взаимодействия в процессе усвоения учебного материала, гибкости в представлении материала, интеграции различных видов информации, возможности учитывать индивидуальные возможности учащихся и способствовать тем самым повышению мотивации учащегося. Кроме того, разработка мультимедийных учебных комплексов во многом может способствовать решению проблемы обновления и актуализации учебного материала, а также своевременного обеспечения учащихся необходимыми учебными пособиями. Предлагаемый мультимедийный тренажер предназначен для самостоятельной работы учащихся при освоении таких разделов курса русского языка на подготовительном факультете, как фонетика и графика, грамматика, лексика. Материал представляется разнообразно, в виде текста, анимаций, видеороликов, аудиофрагментов, таблиц и схем. Пользовательский интерфейс прост в использовании, красочно оформлен и содержит концептуальную, иллюстративную, справочную, тренажерную и контролирующую части. Данный тренажер включает в себя тщательно структурируемый учебный материал, предоставляемый учащемуся в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и анимационные последовательности. Последовательное, взаимосвязанное изложение учебного материала от простого к сложному, соотносящееся со структурой «Практического курса русского языка» ЦМО МГУ, 1993 г позволяет учащемуся выбрать удобный темп работы, соответствующий его психофизиологическим особенностям. Специфику данного мультимедийного тренажера определяют нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимся траектории обучения. Управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием. Таким образом, к интерфейсу создаваемого мультимедийного курса предъявляются следующие требования:
  • простота;
  • гибкость;
  • приятная цветовая гамма;
  • отсутствие нагромождений;
  • наличие визуальной иерархии;
  • интуитивно понятная навигация;
  • наличие элементов обратной связи.
Для реализации интерактивного взаимодействия пользователя и мультимедийной системы используются инструменты Action Script. Предлагаемый мультимедийный тренажер позволяет выполнить в общей сложности более 50 заданий на закрепление изученного материала.