45th International Philological Research Conference

Способы повышения эффективности обучения английскому произношению студентов из КНР

Марина Олеговна Белова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

417
2016-03-17
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В статье поднимается вопрос о необходимости учета закономерностей проявления национальной психики студентов из КНР, раскрытия их интеллектуального потенциала, развития потенциальных возможностей их самореализации для повышения эффективности обучения иностранному языку в целом и произносительному аспекту в частности. Рассматриваются некоторые приемы, применяемые в процессе обучения фонетике английского языка студентов из КНР, направленные не только на формирование специальных языковых знаний, умений и навыков, но и на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий.

Тезисы

Процесс усвоения иностранного языка сопровождается постоянной концентрацией внимания, психологическими и умственными нагрузками. В случае работы с определенным национальным контингентом (в нашем случае это студенты из КНР) этот процесс осложняется особенностями проявления национальной психики студентов. Студенты из КНР относятся к некоммуникативному психологическому типу овладения иностранным языком. Для них характерны замкнутость и сдержанность в проявлении чувств, трудность в преодолении психологического барьера при общении и медленный темп формирования речевых навыков, тщательное осмысление особенностей языкового материала, низкий уровень адаптивности в незнакомых ситуациях [Шевелева, 2010:116]. Поэтому перед преподавателями, работающими с такими студентами, стоит важная задача создания благоприятного психологического климата на занятии, предупреждения преждевременного наступления утомления, повышения умственной работоспособности и устойчивости внимания учащихся. Одним из способов повысить потенциальные возможности самореализации студентов, оптимизировать деятельность головного мозга, получить доступ к скрытым ресурсам развития студентов и усилить их мотивацию к осмысленному, творческому изучению иностранного языка в целом и произношению в частности является использование приемов образовательной кинезиологии, или гимнастики мозга. Гимнастика мозга представляет собой комплекс упражнений, увеличивающих тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек), улучшающих возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера), развивающих межполушарные связи и снимающие эмоциональный стресс (упражнения на координацию пальцев, движения и позы перекрёстного характера) [Гимнастика мозга].
Национально-культурная специфика вербального поведения студентов из КНР в совокупности со специфичностью фонетической системы китайского языка по отношению к английскому языку, безусловно, приводит к большому количеству нарушений фонетического оформления английской речи китайцев, что заставляет преподавателя искать новые источники для совершенствования методики работы над слухопроизносительными навыками, например такие как использование логопедических методов коррекции наиболее трудных для артикуляции звуков английского языка, а также методов преподавания дикции и постановки дыхания и голоса, применяемые преподавателями сценической речи.
Список литературы:
1. Гимнастика мозга [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://kinesiologia.ru/articles/14-gimnastika-mozga.html  — Загл. с экрана.
2. Шевелёва, С. И. Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному / Вестник ТГПУ. — 2010. Вып. 12 (102) — С.115–118.