45th International Philological Research Conference

Эстетический факт в пространстве фильма

Борис Викторович Рейфман
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет

191
2016-03-18
15:50 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе на примерах «необработанных эстетических фактов» (термин А. Базена) в нескольких фильмах устанавливается изменение авторской семантики этого стилистического приема от выражения  экзистенциального «присутствия» автора, до выражения медийной детерминированности любых способов выражения смысла. При этом, в качестве единственной возможности авторской свободы те кинорежиссеры, которые родом из французской «новой волны» и группы «Левый берег» утверждают исходящее из авторского «отсутствия» созидание, по выражению Р. Барта, «открытого смысла… означающего без означаемого».

Тезисы

В статьях «Театр и кино», «Живопись и кино» и, прежде всего, «„Дневник сельского священника“ и стилистика Робера Брессона» А. Базен вводит понятие «необработанный эстетический факт», которое подразумевает «реальность второго порядка», представляющую собой реконструированные на экране или «как таковые» художественные арте-факты. В частности, отмечая взаимную отчужденность закадрового голоса, читающего текст литературного первоисточника, и одновременно присутствующего на экране изображения в фильме «Дневник сельского священника», Базен говорит о двух типах «реальности, взятой в чистом виде. С одной стороны, это… лицо исполнителя, очищенное от всякой выразительной символики… с другой — то, что следовало бы назвать „реальностью написанного“». В докладе на примерах  визуальных «необработанных эстетических фактов» в фильмах «Солярис» и «Зеркало» А. Тарковского, «И корабль плывет» Ф. Феллини, «Великий Медичи, рыцарь войны» Э. Ольми, «Натюрморты» Х. Фароки и «Без солнца» К. Маркера в духе иконологии Э. Панофского исследуется связь смысловой эволюции использования этого художественного приема с философско-культурными, коммуникативными и медийно-теоретическими концепциями второй половины ХХ в. Устанавливается изменение авторской семантики «необработанного эстетического факта» в фильме от выражения  экзистенциальной «полноты» автора, его бытийного «присутствия», до выражения культурной, а конкретнее, медийной детерминированности любых способов выражения смысла. При этом, в качестве единственной возможности авторской свободы те кинорежиссеры, которые родом из французской «новой волны» и группы «Левый берег», прежде всего, Крис Маркер, утверждают исходящее из «отсутствия», из «телесной» довербальной  авторской «пустоты» созидание, по выражению Р. Барта, «открытого смысла… означающего без означаемого».