45th International Philological Research Conference

К исследованию лингвистических аспектов аутизма: проблема восприятия связности текста

Татьяна Георгиевна Скребцова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Марина Николаевна Кизлык
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2016-03-17
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Как свидетельствуют зарубежные исследования, аутизм как особый вид психического расстройства характеризуется определенными нарушениями в области коммуникативного поведения. В докладе речь пойдет о разработке психолингвистических экспериментов, направленных на выявление нарушений при восприятии когеренции текста у больных аутизмом. Обсуждаются в частности эксперименты, связанные с разрешением анафоры и с выбором нужного значения в ситуации лексической или синтаксической неоднозначности.

Тезисы

История изучения аутизма как особого психического заболевания насчитывает менее столетия, причем в России соответствующие исследования стали проводиться лишь недавно. Как правило, они лежат в русле медицинской психологии, психиатрии или коррекционной педагогики — работ, посвященных лингвистическим нарушениям у больных аутизмом, чрезвычайно мало. Настоящее исследование носит экспериментальный характер и осуществляется на базе санкт-петербургского центра творчества, обучения и социальной реабилитации аутистов «Антон тут рядом». В качестве испытуемых выступают взрослые от 20 до 35 лет обоих полов, показавшие наилучшие результаты по тестам Векслера. В некоторых работах зарубежных ученых утверждается, что у больных аутизмом наблюдаются нарушения в способности воспринимать связную последовательность из 2–3 предложений как единое смысловое целое. Мы принимаем этот тезис в качестве исходной гипотезы. Цель работы заключается в том, чтобы разработать различные виды экспериментов, направленных на ее проверку. В экспериментах задействуются различные виды смысловых связей между предложениями (с когезивными маркерами и без них). Основной упор сделан на проблему снятия неоднозначности (референциальной, лексической или синтаксической). Подбираются такие контексты, в которых один вариант снятия неоднозначности дает связную последовательность предложений, а другой (другие) — нет. Контексты предъявляются испытуемым в письменном виде. Перед испытуемыми ставится задача выбрать из списка интерпретаций какую-то одну. Как правило, используемые в заданиях контексты описывают так называемые сценарии — часто встречающиеся, типичные, а потому прочно закрепленные в сознании носителей языка последовательности действий, состояний, событий в физическом или социальном мире. В отношении аутистов утверждается, что они испытывают сложности с интерпретацией поведения людей в ситуациях социального взаимодействия. В связи с этим мы также стремимся выяснить, существуют ли различия в восприятии контекстов, описывающих сценарии событий в природном мире, с одной стороны, и сценарии социального поведения, с другой.