45th International Philological Research Conference

Театр Р. Роллана и П. Клоделя в восприятии революционной культуры России конца 1910 — начала 1920-х гг.: синтез искусств, героика, сакральное

Елена Дмитриевна Гальцова
Докладчик
главный научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

129
2016-03-19
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается коллизия между стремлением к вагнеровской традиции всеобщего искусства, характерной для русской и европейской культуры рубежа XIX–XX вв., и поисками «революционного» искусства в Советской России конца 1910 — начала 1920-х гг. Несмотря на полную несовместимость эстетических, мировоззренческих и политических позиций, бывшие однокашники Поль Клодель и Ромен Роллан оказываются в это время частью одного рецептивного поля советской культуры. В докладе использованы материалы московских архивов.

Тезисы

В докладе рассматривается коллизия между стремлением к вагнеровской традиции всеобщего искусства, характерной для русской и европейской культуры рубежа XIX–XX вв., и поисками «революционного» искусства в Советской России конца 1910 — начала 1920-х гг. Воплощение этой коллизии мы видим в одновременной рецепции театра Ромена Роллана и Поля Клоделя, Несмотря на полную несовместимость эстетических, мировоззренческих и политических позиций, бывшие однокашники Клодель и Роллан оказываются в это время частью одного рецептивного поля советской культуры. Материалом исследования служат произведения, изданные и/или сыгранные на сцене в означенную эпоху: пьесы «Театра Революции», «Трагедии веры» и «Лилюли» Роллана, «Обмен», «Благовещение», часть Трилогии о Куфонтенах Клоделя, а также переводы и рецепция роллановского «Народного театра». Почему после Октябрьской революции в театре был большой интерес именно к иностранным пьесам, почему большим успехом пользовались пьесы о Французской революции 1789 г., каким образом контрреволюционная трилогия Клоделя могла заинтересовать вдохновителя «театрального Октября» — Вс. Мейерхольда? Как жанр мистерии соотносился с героической трагедией в ранней советской рецепции французского театра? Возможно, ответы на эти вопросы помогут глубже понять «возвращение» дружбы между писателями в 1940-е гг.

Исследование проводится в рамках работы по гранту РГНФ РГНФ 14-04-00557-а.