45th International Philological Research Conference

Гипербола как элемент гротескного повествования в лирике немецкого экспрессионизма

Юлия Геннадьевна Тимралиева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

116
2016-03-17
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен лирике немецкого экспрессионизма. В докладе рассматривается гипербола как значимый элемент языковой картины мира экспрессионизма, анализируется ее роль в отражении эстетических принципов  представителей данного литературного течения, делающих ставку на субъективизм и деформацию, выявляются ключевые объекты и способы гиперболизации.

Тезисы

Экспрессионизм как направление в литературе и искусстве, пережившее свой расцвет во втором десятилетии ХХ в., из всех современных ему течений наиболее остро реагирует на социальные потрясения и противоречия своего времени. В экспрессионизме «все слишком», «все чрезмерно», «все на пределе», «все на грани» — так характеризуют это течение большинство исследователей. Не случайно одним из самых популярных художественных приемов становится гипербола. Выступая неотъемлемым атрибутом фантастически-гротескного повествования, она как нельзя лучше соответствуют эстетическим установкам экспрессионистов, делающих ставку на субъективизм и деформацию, максимально искажая, утрируя и отчуждая существующую реальность.
Чаще всего объектами гиперболизации в экспрессионизме становятся:
  • объекты неживой природы (машины, механизмы),
  • объекты живой природы (море, деревья, животные),
  • небесные светила (луна, солнце, звезды),
  • явления / события (война, смерть, болезнь),
  • пространство (прежде всего, пространство мегаполиса),
  • время (день, ночь, вечер),
  • призраки, демоны, прочие гротескные субъекты.
Поскольку сверхпризнаками, как правило, наделяются объекты, в реальности лишенные субъектного начала, то гипербола часто выступает в тесной связке с олицетворением, в результате чего рождается так называемая «демонизирующая метафора» [2]. Множество подобных метафор встречаем, прежде всего, в творчестве Г. Гейма: Doch die Dämonen wachsen riesengross. (Heym, «Die Dämonen der Städte»)
Что касается человека, то связанное с ним намеренное преувеличение гораздо чаще затрагивает количественные, нежели качественные показатели, распространяясь на группу (толпу), а не отдельно взятого индивида: Tausend Lippen wurden vom Fluchen blass / Tausend Hände ballten sich wild im Hass. (Brecht, «Moderne Legende»). Это вполне укладывается в логику экспрессионизма, пытающегося разрешить посредством художественной формы проблему распада и потери личности в эпоху глобальных изменений, показать омассовление, обезличивание, обездушивание, овеществление людей в условиях технического преобразования мира и построения общества потребления с новыми социальными ролями и отношениями [1: 86].
Ключевыми средствами гиперболизации в экспрессионизме становятся:
  • слова с семантикой преувеличения, такие как riesig, ungeheuer, unzählig, endlos, grenzenlos, ewig и т. п.,
  • степени сравнения прилагательных и наречий,
  • местоимения all (alle), ganz-, jede-,
  • наречия immer, stets, überall,
  • количественные числительные.
Литература
1. Тимралиева Ю. Г. Лирика немецкого экспрессионизма в контексте европейского модернизма // Известия СПбГУЭФ, 2014, № 4. СПб, 2014. С. 83–89.
2. Schneider, K. L. Der bildhafte Ausdruck in den Dichtungen G. Heyms, G. Trakls und E. Stadlers.  Heidelberg, 1961. S. 184.