45th International Philological Research Conference

Чем закусывать святую воду: к феноменологии современного религиозного опыта

Марина Валентиновна Михайлова
Докладчик
профессор
Русская христианская гуманитарная академия

191
2016-03-15
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению феноменов народного благочестия, связанных с праздником Богоявления (Крещения Господня). Богословские смыслы вспоминаемого евангельского события не актуальны. В центре внимания оказываются практически-магические действия со святой водой. Тексты популярных изданий и интернета, посвященные крещенской воде, совмещают в себе черты магического и естественнонаучного дискурса. Крещенская вода рассматривается как прагмема в контексте антропологического описания и как мифологема, что важно для деконструкции манипулятивных стратегий форматирующих социум дискурсов.

Тезисы

Праздник Крещения Господня сегодня собирает в храмы наибольшее число верующих и активно освещается СМИ. По значимости в народном благочестии с ним сравнимы только Вербное воскресенье и освящение пасхальной еды в Великую Субботу. При этом богатство значений, присущих вспоминаемому евангельскому событию и хранимых церковной традицией, остается вне поля интереса современника, считающего себя христианином. Для него не актуальны богословие просвещения, прозрачности мира для божественного действия, несокрытости Присутствия, равно как и поэтика хвалы, возносимой тварью к Творцу. В центре его внимания — крещенская вода, и важнейшим моментом праздника становится не Литургия, где совершается богообщение, а водосвятный молебен, после которого получают магический продукт. Предел этой тенденции — рекомендации, как освятить воду в домашних условиях. Смысл Богоявления видится в возможности совершать практически-магические действия со святой водой. Крещенская вода при этом утрачивает свое символическое значение материального знака божественного Присутствия и становится магической субстанцией, обладающей силой при правильном использовании. Тексты популярных изданий и интернета, посвященные крещенской воде, совмещают в себе черты магического и естественнонаучного дискурса. С одной стороны, они информируют о правилах ее использования (извлечения пользы, достижения с ее помощью практических целей), с другой — представляют научные доказательства ее чудесных свойств. Рассмотрение крещенской воды как прагмемы раскрывает некоторые существенные черты антропоса в состоянии «закрытости измерения священного» (М. Хайдеггер). Мы наблюдаем предпочтение нуминозного священному. Священное в христианском его понимании пространства свободы, встречи с Богом, отказа от рабства «вещественным началам мира» (Гал. 4, 1) оказывается выбором немногих, тогда как народное благочестие вдохновляется представлением о мощной непостижимой силе, производящей действие «объективно», вне зависимости от воли и желания индивида. Представляется, что и само нуминозное трансформируется: мистериальный момент переживания «совершенно Иного» (Р. Отто) замещается в нем верой в объяснительную способность науки, выступающей как новая магия: что объяснено, то можно использовать. В то же время крещенская вода выступает и как мифологема в ряду образов, форматирующих постмодернити как «Новое Средневековье». Исключенная из целостного смыслового пространства христианского мифа, она становится фрагментом, который можно использовать для конструирования картин мира, бесконечно далеких от исходного нарратива. При этом она сохраняет обаяние традиционности и природности, что повышает ее эффективность для манипулирования массовым сознанием.