45th International Philological Research Conference

Язык современной российской рекламы: социолингвистические характеристики

Елена Олеговна Матвеева
Докладчик
профессор
Московский государственный институт культуры

184
2016-03-16
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В начале XXI в. внимание исследователей языка привлечено к проблемам социолингвистики. Этот интерес закономерен, ведь рекламная коммуникация занимает видное место в современной массовой культуре, оказывая заметное влияние на формирование языковой личности. Сегодня реклама входит в жизнь человека в раннем детстве: еще не понимая смысла рекламных посланий, ребенок улавливает их ритм, настроение, эмоциональный посыл. Не секрет, что знакомство с родным языком сейчас начинается у многих малышей с рекламных слоганов. Доклад посвящен анализу влияния рекламы на становление языковой личности ребенка.

Тезисы

В начале XXI в. социолингвистика — одна из наиболее динамично развивающихся и перспективных отраслей отечественного языкознания, тесно связанная с комплексом гуманитарных наук: социологией, философией, семиотикой. Социолингвистика предоставляет исследователям бесценный материал для создания языковой картины мира. Сегодня социолингвистика не просто констатирует существенную взаимосвязь между актуальными общественными изменениями и языком, но и успешно прогнозирует влияние социальных процессов на возникновение языков для специальных целей, к которым можно отнести язык рекламной коммуникации. В наши дни пристальное внимание социолингвистов вполне закономерно обращено на язык рекламы, поскольку рекламная коммуникация оказывает существенное влияние на формирование языковой личности и лингвистическую культуру наших соотечественников. Социолингвистический анализ языка российской рекламы актуализирует следующие проблемы: необходимость рассмотрения лексики рекламных текстов (особенно специфики неологизации и окказиональных инноваций в рекламе), обусловленных социокультурными  реалиями начала XXI в.; изучение влияния прецедентных текстов, уже существующих в отечественной и  мировой культуре, на рекламные послания, развитие моделей рекламных текстов, бытование традиционных и нетрадиционных моделей рекламы в медийном пространстве, а также особенности их восприятия различными группами реципиентов; анализ суггестивного эффекта рекламных текстов, их способности воздействовать на адресата. Особый интерес представляет специфика влияния языка рекламы на формирование языковой личности, поскольку для многих детей освоение родного языка начинается уже не с пестушек, сказок и потешек, а с рекламных окказионализмов и слоганов. Такая ситуация порождает несколько направлений социолингвистических исследований. Во-первых, чрезвычайный интерес представляет интеграция в повседневную речь россиян рекламных окказионализмов  и слоганов, которые способны становиться устойчивыми выражениями, крылатыми фразами. Во-вторых, с позиции анализа активных процессов в языке, интересны тенденции развития языка рекламных посланий: активное использование заимствованных слов, необоснованное употребление научной и даже псевдонаучной лексики, некорректное и неуместное цитирование классической и современной литературы, высказываний исторических лиц, политических деятелей. Наконец, осознание специфики формирования языковой личности как социолингвистического процесса требует обращения к ассоциативным связям, возникающим у адресата рекламных посланий и порождающим определенный стиль мышления и языкового самовыражения.