45th International Philological Research Conference

Образ женщины из народа в драматургии Э. Бриё (на примере пьес «Бланшетта», «Заместительницы» и «Красная мантия»)

Ольга Константиновна Осипова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-18
17:00 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу женских образов в пьесах Э. Бриё «Бланшетта», «Заместительницы» и «Красная мантия», творчество которого служит знаком усилившегося к концу XIX в. во французской драматургии интереса к «женскому вопросу».

Тезисы

Известно, что к концу XIX в. во Франции положение женщины в обществе начинает меняться. «Женский вопрос» становится актуальным для драматургии того времени. Эжен Бриё (1858–1932) был одним из самых значительных драматургов рубежа XIX в. и XX в., однако сегодня его имя почти забыто. В его пьесах мы можем найти темы, важные для французского общества, в том числе проблемы женщин из народа.
В пьесе «Бланшетта» Бриё анализирует возможную судьбу крестьянской девушки, получившей образование. Драматургу удалось создать образ героини, ставшей чужой и в своей родной деревне, и в городе. В ремарках о внешности Бланшетты сказано немного: «Волосы каштанового цвета, не красавица и не уродина». Внешность героини противоречива: ее называют Бланшеттой, т. е. «белянкой», но у нее темные волосы; также и в ее характере мы найдем разные качества. С одной стороны, она проявляет доброту (искренне хочет помочь родителям), нежность (она плачет вместе с матерью, когда они вспоминают о прошлом), с другой стороны, агрессию (она специально разбивает лампу, чтобы разозлить отца, а затем не плачет, когда он ее ударяет за этот проступок). Бланшетта проявляет решимость, когда уходит из отчего дома: она не готова мириться с существующим положением дел.
Похожее сочетание волевого характера и женской мягкости прослеживается в образе главной героини из пьесы «Кормилицы» (другой перевод названия — «Заместительницы»). В разных обстоятельствах автор показывает разные грани характера героини: от покорности до протеста против несправедливости. Лазаретте пришлось подчиниться давлению семьи и стать кормилицей. Хотя нам может показаться, что Лазаретта стала разбалованной, это не так. Она скучает по своему сыну, и, вероятно, в глубине души надеется, что из-за капризов ее отправят обратно в деревню. Когда она возвращается в финале, то мы видим сильную личность, способную навести порядок в своем доме. В отличие от первых двух произведений, в «Красной мантии» крестьянка не становится главной героиней, но она играет значительную роль в развитии интриги.
Так же, как и героини «Бланшетты» и «Заместительниц», Янетта из «Красной мантии» не является идеальной женщиной: у нее есть свои слабые стороны характера. Чтобы дать зрителю подсказку, что за показным спокойствием героини что-то кроется, автор сообщает, что она имеет баскское происхождение. Автор предполагает, что у представителей этого народа неспокойный характер, поэтому неудивительно, что в гневе героиня совершает убийство.
Три героини Бриё обладают рядом общих черт: в них сочетаются мягкость и волевой характер. Их природная доброта проходит испытание жизненными обстоятельствами.