45th International Philological Research Conference

Метаперсонаж в модернистской и постмодернистской драматургии

Евгений Михайлович Васильев
Докладчик
докторант
Житомирский государственный университет им. Ивана Франко

14-П
2016-03-17
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе осуществлена попытка обосновать категорию, которую предлагается назвать метаперсонажем (метатеатральный персонаж, «знающий», что он — персонаж). На материале модернистских (А. Шницлер, Л. Пиранделло, Ж. Ануй) и постмодернистских (Т. Стоппард, Э. Елинек, Н. Ромчевич) пьес рассмотрены особенности функционирования и поэтикальные черты метаперсонажных драматических текстов, а также существующие типы метаперсонажей (саморефлексирующий, театральный, ритуальный).

Тезисы

Проблема метатеатральности, восходящая к работе Л. Абеля «Метатеатр: новый взгляд на драматическую форму» (1963), провоцирует на новые (в том числе и терминологические) разыскания и гипотезы. Нам хотелось бы обосновать входящую в метадраматический круг проблему, которую мы предлагаем назвать проблемой метаперсонажа. Драматургический материал ХХ–ХХI вв., ориентированный на метатеатр, знает целый ряд случаев, когда действующие лица пьесы осознают себя не живыми людьми из плоти и крови, а именно персонажами разворачивающегося драматического произведения. Аналогично тому, как метатеатром именуют театр, который «знает», что он — театр, и не скрывает этого от зрителя, подобный тип персонажа, который тоже «знает», что он — персонаж, вполне целесообразно называть метаперсонажем. Так, в пьесе  «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло, изображающей театральную репетицию, на сцене появляются персонажи во главе с Отцом, который объясняет, что они пришли в театр в поисках автора, и предлагают Директору театра стать его новой пьесой.  Метаперсонажность характерна для «Антигоны» Ж. Ануя. Пролог напоминает публике известный из трагедии Софокла миф, сообщает об исходной ситуации, представляет действующих лиц, которые сами рассуждают о «распределении ролей», театральности жизни и даже о драматических жанрах (особенно откровенно это делает Хор). На протяжении действия пьесы Антигона, Креонт и др. напоминают себе и друг другу, что они — участники некоего действа, исход которого задан наперед, осознавая себя персонажами. Еще более откровенная метаперсонажность присуща пьесе Э. Елинек «Что случилось после того как Нора оставила мужа, или Столпы общества». Ее персонажи  в полной мере позиционируют себя в качестве персонажей пьес («Я — Нора из одноименной пьесы Ибсена»), апеллируют к событиям «Кукольного дома», воспринимают себя частью художественной реальности другого текста. Наряду с саморефлексирующим типом, встречающимся у Л. Пиранделло, Ж. Ануя, Э. Елинек, можно наблюдать другие типы метаперсонажа. К «профессиональному» («театральному») принадлежат актеры и другие люди театра (драматурги, режиссеры и т. д.), изображенные в процессе театральной игры, репетиции, спектакля («Зеленый попугай» А. Шницлера, «Смерть доктора Фауста» М. де Гельдерода, «Багровый остров» М. Булгакова, «Коломба» Ж. Ануя, «Развязка» С. Беккета, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Убийство Гонзаго» Н. Иорданова, «Каролина Нойбер» Н. Ромчевича, «Счастливцев — Несчастливцев» Г. Горина, «Смерть Фирса» В. Леванова и др.), К «ритуальному» – действующие лица, которые, не являясь профессиональными театралами, разыгрывают на сцене разного роду ритуалы и церемониалы («Самурай, или Драма чувств» А. Арто, «Служанки» Ж.Жене,  «Кладбище автомобилей» Ф. Аррабаля и др.).