45th International Philological Research Conference

Периодическое время в кино

Всеволод Вячеславович Коршунов
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

кинозал
2016-03-16
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Формы композиции сценария и фильма, основанные на периодической концепции времени, пришедшей из Древнего Египта, рассматриваются на примере фильмов «Луна 2112» (2009, реж. Д. Джонс), «Исходный код» (2011, реж. Д. Джонс), «Шапито-шоу» (2011, реж. С. Лобан), «Грань будущего» (2014, реж. Д. Лайман).

Тезисы

Периодическая концепция времени пришла из Древнего Египта эпохи фараонов: с началом царствования очередного правителя летоисчисление обнулялось. Кинематографисты, экспериментируя с нелинейными формами композиции и различными способами организации фильмического времени, освоили эту конструкцию не сразу. Революционной в этом отношении стала картина Акиры Куросавы «Расемон» (1950), где одно и то же событие воспроизводилось четырежды: каждый раз время обнулялось, сбрасывалось, и словно начинало течь заново. Спустя несколько десятилетий эту конструкцию освоило и жанровое кино – выходит картина «День сурка» (1993, Х. Рэмис), построенная на сбросе временного цикла. Современное кино особенно активно использует эту композиционную форму: как в авторских проектах, например, «Луна 2112» (2009, реж. Д. Джонс) и «Шапито-шоу» (2011, реж. С. Лобан), так и в высокобюджетном голливудском кино, в частности, в фильмах «Исходный код» (2011, реж. Д. Джонс) и «Грань будущего» (2014, реж. Д. Лайман). Можно предположить, что это связано, во-первых, с общими процессами фрагментации восприятия, во-вторых, с попытками соединить язык кинематографа и язык компьютерных игр, где время может обнуляться столько раз, сколько этого пожелает пользователь.