45th International Philological Research Conference

К вопросу о цели изучения иностранного языка

Елена Сергеевна Чаленко
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет

416
2016-03-15
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Потребность в общении, как прочный первоначальный мотив изучения иностранного языка, и осознанное отношение к иностранному языку, как к средству достижения общеобразовательных и профессиональных целей, — два полюса, между которыми находится современный учащийся, и его путь может быть наполнен не гипотетическими, а реальными, последовательно сменяющимися целями, соответствующими этапам развития его личности.

Тезисы

В безграничных возможностях, открывшихся за последнее время перед изучающими иностранные языки людьми, на второй план отошло понятие цели такого обучения и, как следствие, возникла проблема мотивации. Тот факт, что у современного человека, подверженного гигантскому влиянию средств массовой коммуникации, не возникает сомнений в  необходимости  знания одного или даже двух иностранных языков  для его профессиональной деятельности и частной жизни, прочным мотивом, на наш взгляд, назвать нельзя. Изучают иностранный язык в той или иной степени  все, но используют  активно профессионально или в быту немногие, а остальные после длительного периода осваивания непривычных правил чтения и чужеродной грамматики, кажется, почти все забывают. Так что же дает иностранный язык  для всех? На начальном этапе то, для чего любой язык и служит, а именно, общение. Живое общение с преподавателем и с сокурсниками. То, чего молодым людям всегда остро не хватает. Далее вместе с процессом развития личности происходит смена целей. Содержание базового раздела рабочих программ по иностранному языку для вузов включает в себя обсуждение важных сфер человеческой деятельности и предполагает развитие  общекультурных компетенций, которые необходимы любому образованному человеку и в любой профессии.      Иностранный язык, на наш взгляд, занимает особое место среди прочих дисциплин, т. к. в форсированном виде повторяет процесс познания и освоения родного языка, а следовательно, и развитие самого человека. Кроме того, язык располагается в фокусе духовной культуры народа,  а это большой информационный пласт. По словам гуманиста Гете, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Если понимать образование как постижение учащимися образа мира, то иностранный язык вносит в этот процесс уникальный вклад, значительно расширяя зону нашего восприятия окружающего мира. Иностранный язык в вузе мы рассматриваем не как самоцель, а как дополнительный совершенный  инструмент  получения знаний по специальности и приобретения профессиональных компетенций, что вполне соответствует содержанию университетского образования. При подобном подходе ценность каждого из иностранных языков становится равнозначной, хотя в коммуникативном отношении выбор может принадлежать наиболее популярному языку (английскому, например). Сознательно отказываясь от иллюзорно-конъюнктурной мотивации (возможность работы или учебы за границей, получение так называемого «двойного диплома» и подобного), мы предлагаем учащимся сосредоточиться на содержательной стороне  и войти в очередной реальный этап развития личности, на котором изучение иностранного языка является логичным и необходимым для современного общества.