45th International Philological Research Conference

«Биография … графа Д. И. Хвостова, сочиненная неизвестно кем в 1821 году»

Александр Валентинович Курочкин
Докладчик
сотрудник
Всероссийский музей А. С. Пушкина

188
2016-03-16
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анонимной «Биографии … графа Д. И. Хвостова». Этот текст, анонимность которого, как известно, мнимая, — по сути автобиография одного из самых знаменитых в русской культуре графоманов. В докладе ставится вопрос о значении «Биографии…» как источника фактических сведений, о доле и роли в ней вымысла. Подробно рассматриваются дополнения и поправки, имеющиеся в тексте рукописи и не учтенные при публикации произведения в 1885 г. Анализируются особенности языка и стиля произведения.

Тезисы

В архиве Д. И. Хвостова, хранящемся в рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом), находится переплетенная тетрадь, озаглавленная: «Биография действительного тайного советника, сенатора и кавалера графа Дмитрия Ивановича Хвостова, сочиненная неизвестно кем в 1821 году, и посвященная в библиотеку Киево-печерской лавры, при жизни его, киевским митрополитом Евгением». «Биография», написанная самим графом по просьбе мирополита Евгения, была опубликована М. И. Сухомлиновым по писарской копии в 1885 г. Проблема атрибуции этого текста перед его первым издателем просто не стояла: тон, манера изложения, а также введенные в текст биографии цитаты и сведения, никогда не публиковавшиеся и сохранившиеся исключительно в рукописях архива Хвостова, позволяли безошибочно установить настоящего автора.
Упомянутая в заглавии фраза «сочиненная неизвестно кем» отсылает нас к давней традиции, согласно которой автор, повествуя о себе, скрывался за вымышленным именем или попросту не указывал его. Так, например, поступил протопоп Аввакум, писавший свою биографию наподобие жития святых, заменяя первое лицо третьим.
Следуя давней традиции древнерусских авторов говорить о себе в уничижительной форме, Хвостов в то же время не может скрыть тщеславия и высокого мнения о своих литературных достоинствах, приписывая собственное возвеличивание анонимному автору: «Дела его и заслуги своему отечеству столь обширны, что поместить оные в себе может одна только соразмерная оным память». Сопоставление данных фактов свидетельствует о сложности и противоречивости личностных качеств Хвостова, вынужденного самому создавать и поддерживать в литературной и социальной среде мнение о себе. Обида на непризнание своих литературных заслуг современниками соединялась у Хвостова с надеждой на их одобрение в следующих поколениях.
«Биография» Хвостова проливает свет на некоторые важные моменты его жизненного пути. Мы можем подробнее узнать о детских и отроческих годах писателя, становлении его как литератора; что немаловажно, сведения, приведенные самим графом, во многом являются единственным источником фактологической информации о его личности.
Рассказ Хвостова о своей жизни долго оставался без внимания из-за сложившейся у него литературной репутации графомана. Между тем в биографическом аспекте авторское жизнеописание, представляющее не литературного персонажа — героя пародий и эпиграмм, а Хвостова-человека, несет особый смысл. Сведения, сообщенные Хвостовым, позволяют взглянуть на жизнь и творческую судьбу графа без призмы литературного мифа. В публикации 1885 г. не были учтены многочисленные дополнения и поправки, сделанные Хвостовым в рукописи. Анализ разночтений в ряде мест дает представление об авторской манере и особенностях авторского языка.