44th International Philological Research Conference

Интеррогативный «запрет» в научной коммуникации

Сергей Трофимович Нефедов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2015-03-10
14:20 - 14:35

Ключевые слова, аннотация

Принцип кооперации («principle of cooperation») П. Грайса и вытекающие из него конверсационные максимы («maxims of conversation») количества, качества, релевантности и способа подачи информации касаются обеих главных форм коммуникации: устной, диалогической и письменной. По умолчанию они контролируют общение между людьми в целом. Кроме того, в каждой сфере социальной практики выработались свои собственные нормы, привязанные к особенностям общения именно в данной области. Они имеют не прескриптивный, а рекомендательный характер.



Тезисы

Принцип кооперации («principle of cooperation») П. Грайса и вытекающие из него конверсационные максимы («maxims of conversation») количества, качества, релевантности и способа подачи информации касаются обеих главных форм коммуникации: устной, диалогической и письменной. По умолчанию они контролируют общение между людьми в целом. Кроме того, в каждой сфере социальной практики выработались свои собственные нормы, привязанные к особенностям общения именно в данной области. Они имеют не прескриптивный, а рекомендательный характер.
В таком жестко регламентированном, институциональном дискурсе, как научный, сложились свои неписаные правила обмена информацией. Их выявление и объяснение намечено ex negativo в немецкой лингвистике в виде трех «запретов»: «запрета» на авторизацию, нарратив и метафору (Х. Вайнрих, Х. Л. Кретценбахер, Т. Штайнхофф и др.).
В развитие этой идеи в  докладе предлагается расширить указанный список за счет интеррогативного «запрета»: в науке не задают вопросы, чтобы получить от кого-то другого отсутствующую информацию, а предлагают собственные ответы и решения. Обоснованность выделения этого «запрета», в частности для научного лингвистического дискурса, подтверждается критически низкой частотностью вопросительных структур в контекстах научного сообщения. Это делает их мощным прагмариторическим инструментом стимулирования и продвижения вперед научной аргументации.