44th International Philological Research Conference

Эмоции vs оценка

Лариса Александровна Пиотровская
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

184
2015-03-12
12:15 - 12:45

Ключевые слова, аннотация

В докладе обсуждается вопрос о соотношении эмотивных и оценочных компонентов значения в семантической структуре эмотивных высказываний. Предлагается различать: 1) два типа отношений между эмоциями и оценкой: а) эмоции, основанные на оценке, связаны с оценкой причинными отношения; б) эмоции, выполняющие функцию оценки, связаны с оценкой целевыми отношениями; 2) два типа оценки: первичную и вторичную; 3) два термина для обозначения эмотивных компонентов значения: «собственно эмотивное значение» и «эмотивно-оценочное значение». Алгоритм их анализа иллюстрируется на материале русского языка.





Тезисы

В докладе обсуждается вопрос о соотношении эмотивных и оценочных компонентов значения в семантической структуре высказывания как минимальной коммуникативной единицы. Объектом анализа являются эмотивные высказывания – высказывания, в коммуникативной задаче которых доминирует намерение субъекта речи выразить свои эмоции. В психологии положение о взаимосвязи эмоции и оценки является общепринятым. В то же время отмечается, что эмоции либо основаны на оценке, либо выполняют функцию оценки. На этом основании можно сделать вывод о необходимости различать два типа отношений между этими феноменами: 1) эмоции, основанные на оценке, связаны с оценкой причинными отношения; 2) эмоции, выполняющие функцию оценки, связаны с оценкой целевыми отношениями. Поскольку эмоции связаны с этапом «первовидения» объекта (Е. Ю. Артемьева), то оценка, вызывающая эмоции, нерасчлененная. Эта оценка ретроспективна по отношению к эмоциям и объясняет причину возникновения определенной эмоции. Оценка же, которая связана с эмоциями целевыми отношениями, проспективна по отношению к эмоциям и дает ответ на вопрос, для чего субъект речи выражает свои эмоции. Из этого следует тезис о наличии двух типов оценки – первичной и вторичной. Иначе говоря, эмоции, связанные с первичной оценкой, выражаются потому, что им предшествовала оценка; тогда как эмоции, связанные со вторичной оценкой, выражаются для того, чтобы дать оценку какого-либо объекта, при этом следует помнить, что объектом оценки, квалифицируемой нами как вторичная, может быть только человек (Н. Д. Арутюнова). Поскольку всякая эмоция должна быть чем-то вызвана, то всякая эмоция основана на оценке, т. е. всякая эмоция связана с первичной оценкой чего-л. Однако не всякая эмоция выполняет функцию оценки, т. е. не всякая эмоция связана со вторичной оценкой. Подтверждением этого являются следующие термины, встречающиеся в лингвистических и психологических исследованиях: направленные и ненаправленные эмоции (Г. П. Нещименко), эмоциональное состояние и эмоциональное отношение. С учетом этого для корректного описания содержания эмотивных высказываний предлагаем использовать два термина: «собственно эмотивное значение» (эмоция лишь основана на общей, нерасчлененной оценке чего-л., т. е. связана только с первичной оценкой) и «эмотивно-оценочное значение» (эмоция одновременно основана на первичной оценке и выполняет функцию вторичной оценки). Поскольку во внешней речи эмотивное высказывание часто оказывается в одной синтагматической цепи с высказываниями других коммуникативных типов, в которых раскрывается расчлененный способ отражения того же фрагмента действительности (включая внутреннее состояние субъекта речи), то анализ содержания соседних с эмотивным высказываний (по нашим данным, в большинстве случаев такие высказывания постпозитивны по отношению к эмотивному) позволит определить, какой вариант эмотивного значения выражается в эмотивном высказывании. Если в высказывании, следующем за эмотивным, дается лишь ответ на вопрос «Почему?», то содержание эмотивного высказывания состоит в выражении эмоции, основанной на оценке, т. е. собственно эмотивного значения. Если же в нем дается также ответ на вопрос «Чего говорящий хочет достичь?», то в эмотивном высказывании выражено не только собственно эмотивное значение, но и эмотивно-оценочное, которое коррелирует с эмоцией, выполняющей функцию оценки, а значит, содержание таких эмотивных высказываний сложнее. Если же эмотивное высказывание употребляется автономно, для разграничения собственно эмотивного и эмотивно-оценочного компонентов значения необходим детальный анализ всей ситуации или достаточно широкого контекста. В заключение соотнесем предлагаемые лингвистические термины с двумя психологическими: в эмотивных высказываниях, содержание которых состоит в выражении собственно эмотивного значения, выражается эмоциональное состояние субъекта речи; в высказываниях же с эмотивно-оценочным компонентом значения выражается эмоциональное отношение субъекта речи.