44th International Philological Research Conference

Принципы отбора и подачи лингвистической информации в словаре для школьников «Этимологические гнезда исконных русских слов»

Елена Вячеславовна Маринова
Докладчик
профессор
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

215
2015-03-10
14:50 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

Обосновывается необходимость школьного словаря «Этимологические гнезда исконных русских слов», содержится концепция словаря, предлагаются для обсуждения научной общественностью некоторые вопросы, связанные с объёмом лингвистической информации в будущем словаре.

Тезисы

Е.В. Маринова Принципы отбора и подачи лингвистической информации в словаре для школьников «Этимологические гнёзда исконных русских слов»   В докладе обосновывается необходимость школьного словаря «Этимологические гнёзда исконных русских слов», содержится концепция словаря, предлагаются для обсуждения научной общественностью некоторые вопросы, связанные с объёмом лингвистической информации в будущем словаре. Цель словаря, не имеющего прямых аналогов в отечественной лексикографической традиции, – обратить внимание школьников на понятие исконная русская лексика и сформировать представление о древних, исторических корнях русского языка, которые входят в состав подавляющего большинства общеупотребительной, ядерной лексики. Словарь состоит из статей, каждая из которых представляет собой этимологическое гнездо, включающее исходное слово (как правило, непроизводное) и генетически родственные ему слова (или в редком случае – одно слово), то есть слова с тем же историческим корнем (с синхронической точки зрения этот корень в них уже не выделяется). Например: «СПЕТЬ (созревать) общесл. и.-е., др.-рус. спѣти успеть вост.-слав. < спѣти ‘созревать’ успех вост.-слав., юж.-сл. < успѣти спесь собств.-рус., корень тот же, что и в успех, спеть, не к спеху спешить общесл. < спѣхъ < спѣти спориться от общесл. спорый ‘обильный, богатый, удачный’ спорый ‘обильный, богатый, удачный’ < с пом. суф. -р- от того же корня, что и спеть спорынья др.-рус. спорыни < спорыи ‘обильный, богатый, дающий из малого многое’. Значение: паразитический грибок, вызывающий болезнь злаков (преимущественно ржи); болезнь, вызываемая этим грибком, при которой в колосе вместо зерна образуются фиолетово-чёрные рожки, содержащие алкалоиды». Ещё одной важной задачей будущего словаря является знакомство школьников с пластом старославянской лексики, которая в русском языке занимает особое место. Она является генетически родственной исконной русской лексике, но всё-таки в строгом смысле слова − заимствованной. Представление о старославянизмах у школьников очень смутное, как и о старославянском языке, который, по нашим наблюдениям, в массовом сознании не различается с древнерусским. Наша задача – показать, как сосуществуют и взаимодействуют оба пласта: исконная лексика русского языка и старославянская, по большей части органично «влитая» в словарный состав русского языка. Исходя из этого, в словарь, с особой пометой «из ст.-сл.» включены и старославянизмы, например: «БОЛОГОЕ (населённый пункт) собств.-рус. благо из ст.-сл., как и благой, блаженный, блаженство, благость, благородный, благодарный, благочестивый, благонравный и др. ублажать (ублажать) из ст.-сл. < блажати (блажити) ‘восхвалять’». Считаем также целесообразным, для полноты лингвистической информации, отражать в словарной статье словообразовательные кальки с исконными корнями, сопровождая такие слова специальной пометой. Например: «САМ общесл. и.-е. самовар вост.-сл., сам +вар(ить) ‘кипятить’. Букв. ‘то, что кипятит воду самостоятельно (без бочки)’. См. тж. ВАРИТЬ самоцвет собств.-рус., от самоцветный камень. См. тж. ЦВЕСТИ Калька (греч.) самодержец. См. тж. держать (ДРАТЬ)». В некоторых случаях есть необходимость добавить в этимологическое гнездо производные современного словообразовательного гнезда (чтобы показать важность того или иного корня в русском языке). Окончательно вопрос об объёме включения в этимологическое гнездо того или иного слова членов современного словообразовательного гнезда ещё не решён. В случае если данные словарей о происхождении слова расходятся, в словарной статье даётся информация об этом расхождении со ссылками на разные источники. В предисловие к будущему словарю планируется включить развёрнутый теоретический раздел. Такое теоретическое введение представляется необходимым, поскольку оно поможет школьнику в полной мере освоить ту научную информацию, которая отражена в словаре, в том числе в виде помет.