44th International Philological Research Conference

«Наследие и наследственность» (С. Маршак): опыт корпусного исследования детской литературы 1910–1920-х гг.

Светлана Геннадьевна Маслинская
Докладчик
докторант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

213
2015-03-13
18:10 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе опровергается концепция С. Маршака о «новой советской детской литературе»: эта концепция не согласуется с действительной историей развития детской литературы в 1910–1920-е гг. (состав авторов, непрерывно писавших в изучаемый период, их писательская активность, состав переиздаваемых произведений и т. д.). Процесс создания литературы для детей в первой половине ХХ в. рассматривается как единый и непрерывный и в отношении его участников, и в отношении текстового корпуса. 

Тезисы

Общепризнанная концепция советской детской литературы принадлежит С. Маршаку: «Нельзя жить только наследством, как бы велико оно ни было. Мы должны сами создавать свой нынешний и завтрашний день — новую литературу, которая полно отразит наше время и даже заглянет далеко в будущее». Маршак неоднократно говорил о новых авторах, новых темах, новых героях — о новой  литературе для маленьких. Эта контрастная история детской литературы — «тогда и теперь» —  в течение всего советского (и постсоветского) периода некритично воспроизводилась в исследовательских работах и учебниках для высшей школы (в т. ч. и в западных исследованиях). В построении истории детской литературы ХХ века стала традиционной периодизация «до революции» — «после революции»: 1917 год постулируется как переломный год, статья Кормчего 1918 года как рубикон между старой и новой литературой, послереволюционное сообщество «передовых» детских писателей конструируется как команда единомышленников «Горький + Чуковский + редакция Маршака» и т. п. В целом, литературный процесс для детей 1910–1920-х годов описывается в терминах противостояния традиций, преодоления старых тем и жанров, перелома в индивидуальном творчестве и т. п.
Однако с современной точки зрения эта концепция нуждается в проверке. В общем виде очевидно, что после революции поменялся состав авторов, возникли и исчезли те или другие издательства, какие-то произведения были запрещены, а какие-то каждый год переиздавались, обновился тематический и сюжетный диапазон, появились новые типы героев  и т. п. Но неясно, в каких формах и когда произошел (и произошел ли?) перелом между досоветской и советской детской литературой, можно ли говорить о стадиях развития детской литературы или стадиальный подход (применительно к детской литературе больше походящий на «теорию большого разрыва») упрощает историческую картину ее эволюции.  
Таким образом, основная предпосылка исследования:  литературный процесс для детей 1900–1934-х годов должен рассматриваться как единый и непрерывный и в отношении его участников, и в отношении текстового корпуса.
Основной фокус доклада — ответ на вопрос: в чем состояли «наследие и наследственность» (Маршак) послереволюционной детской литературы?
На материале корпуса данных, составленных на основе библиографических списков детской литературы 1910–1920-х годов, изданных Е. М. Чарнолуской (1913) и И. И. Старцевым (1933), проанализирована степень устойчивости состава авторов/текстов: количество авторов, непрерывно писавших в изучаемый период, их писательская активность (наименования и тиражи произведений и пр.), установлены моменты вступления новых авторов, выявлена степень представленности тех или иных групп авторов (в т. ч. по полу) и пр. С другой стороны, проанализирован состав произведений лидеров списка (авторы, не прерывавшие свое творчество после 1917 года), определены наиболее тиражные издания и точки разрыва «тиражной истории» произведений.
В докладе будут представлены результаты исследования, которые демонстрируют, что концепция Маршака не согласуется с действительной историей развития детской литературы в 1910–1920-е годы.