44th International Philological Research Conference

Актуальные представления о России: сопоставление результатов психолингвистических экспериментов разного типа

Елена Валентиновна Ерофеева
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет

184
2015-03-12
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе сопоставляются результаты трех экспериментов, в которых разными способами репрезентировались представления о России как стране. Было проведено 3 эксперимента: перечисление слов заданной группы, выявление актуального лексикона, наивное геокартирование. В полученных результатах сопоставлялись указываемые объекты, их группировки, а также расчленение пространства на «свое» и «чужое». В целом прослеживается ряд объектов, которые составляют «каркас» представлений о России, кроме того, во всех экспериментах четко прослеживается деление пространства на «свое» и «чужое». 

Тезисы

Структура представлений о том или ином объекте у человека довольно сложна и объединяет когнитивные «единицы» разного уровня, от чувственных образов, до вычленения отдельных дифференциальных признаков. При этом объекты в сознании человека связаны множественными отношениями и в совокупности формируют картину мира, которая фиксируется различными семиотическими кодами, в том числе и языковым. Будучи динамической структурой, картина мира может перестраиваться и, кроме того, в разных ситуациях активируются разные ее части. Поэтому моделирование разных объектов действительности зависит в том числе и от типа эксперимента, при котором мы получаем «доступ» к той или иной части картины мира и к разным аспектам представления об объекте. В докладе сопоставляются результаты, полученные в различных экспериментах, в которых так или иначе в разных контекстах и разными способами репрезентировались представления о России как стране. Было проведено 3 эксперимента: перечисление слов заданной группы (направленный цепочечный ассоциативный эксперимент с неограниченным количеством реакций), выявление актуального лексикона (направленный цепочечный ассоциативный эксперимент с ограниченным большим количеством реакций), наивное геокартирование. Эксперимент по перечислению слов заданной группы нацелен на определение границ категории и ее структуры. В данном случае информантов просили перечислить как можно больше слов (не менее 30), относящихся к понятию «страна». Актуальный лексикон – это наиболее частотная лексика ментального лексикона человека. Методика получения актуального лексикона состоит в следующем: информантов просят написать список из ста слов, которые они, по их мнению, наиболее часто используют в речи (т.е. происходит актуализация наиболее субъективно важных компонентов картины мира, выраженных лексически). Оба эксперимента направлены на актуализацию лексем ментального лексикона, обозначающих те или иные понятия, однако первый показывает структуру понятия, а второй - его вес среди боле широких представлений. Из всех слов, полученных в результате этих экспериментов, выделялись те, которые имели отношение к стране в обобщенном понимании и к России в частности. Третий эксперимент обращается не только и не столько к языковому сознанию, но и к визуальным образам. При проведении эксперимента по наивному геокартированию информантам предлагалось нарисовать карту России, отметить на карте наиболее важные с их точки зрения географические объекты, страны, с которыми граничит Россия, а также записать возле объектов связанные с ними ассоциации. Во всех экспериментах в качестве информантов принимали участие студенты из Перми, в основном филологи. В первых двух экспериментах получено более 5 тыс. реакций; в третьем эксперименте – 43 карты. На данном этапе обработки эксперимента сопоставлялись указываемые объекты, их группировки, а также расчленение пространства на «свое» и «чужое». В целом результаты экспериментов оказались достаточно разными, однако можно сказать, что прослеживается ряд объектов, которые составляют «каркас» представлений о России у пермских студентов. К таким объектам прежде всего относятся столицы, сам город Пермь и города Пермского края, культурно нагруженные символы страны. Кроме того, во всех экспериментах четко прослеживается деление пространства на «свое» и «чужое». Естественно, что представления о стране будут разными у жителей разных регионов. Этот вопрос исследуется отдельно.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №14-06-00301.