44th International Philological Research Conference

Виды импликаций в научной лингвистической монографии

Наталия Семеновна Супоницкая
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2015-03-11
18:40 - 18:55

Ключевые слова, аннотация

В научной коммуникации интенсивность иллокутивной силы высказывания автор варьирует при реализации своих интенций. В данном докладе анализируется текст немецких научных монографий по лингвистике с точки зрения трех видов скрытых смыслов. В первую очередь речь идет о прагматической импликатуре, которая основана на компетенции читателя достраивать мысль до границ своего знания по принципам коммуникации. Далее идет семантическая импликация, связанная с языковой компетентностью. Последним видом является логическая пресуппозиция, выводимая из логико-смысловой базы высказывания.

Тезисы

В научной коммуникации стратегии авторизации проявляются по-разному. Стратегический характер такой коммуникации определяет возможность выбора наиболее эффективных и уместных языковых средств для реализации авторских намерений. Однако сам автор может варьировать интенсивность иллокутивной силы высказываний при вербализации своих интенций. Текст научной монографии имеет сложную структуру, где находит свое отражение как экспилицитная, так и имплицитная информация. Имплицитное не является единообразным, так как касается разных сторон предмета речи (темы обсуждения) и разных аспектов самой коммуникации. Как пишет А.А.Масленникова: «Скрытые смыслы представляют собой элементы невыраженного содержания, которые восстанавливаются адресатом на основании имеющихся в тексте показателей». При анализе содержания языковых единиц в тексте монографии имплицитный уровень гораздо шире эксплицитного. Прагматические импликатуры, семантические импликации и логические пресуппозиции составляют три основных вида скрытых смыслов, заложенных в тексте научной монографии. Каждый вид импликаций (градуальные уровни имплицитности) раскрывается благодаря языковой компетенции и знаниям о мире, что позволяет правильно интерпретировать и глубоко понимать научный текст.