44th International Philological Research Conference

К вопросу о выражении ценностных представлений в английском языке

Ольга Витальевна Емельянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

187
2015-03-10
15:40 - 15:55

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию структуры типа X is (not) about Y — одной из словесных моделей ценностей, создаваемых носителями языка. С ее помощью раскрывается суть определенных ценностей. Она используется, как правило, в конфликтных, драматических ситуациях. Анализ показал, что структура типа X is (not) about Y служит для передачи причин  происходящих событий; она  является действенным средством воздействия на адресата, направленным на изменение в системе его  ценностей.

Тезисы

                                                                                                    О.В. Емельянова              К вопросу о выражении ценностных представлений в английском языке.                                                Ценностная картина мира актуализируется в каждом языке разными лингвистическими средствами. К числу последних, на наш взгляд, относится структура типа Life is about people – одна из словесных моделей ценностей, создаваемых носителями языка. Данный доклад представляет собой продолжения исследования, предпринятого на материале Британского Корпуса. Тексты художественной литературы демонстрирует явное преобладание варианта модели, в котором Х выражен личным местоимением it или указательными this/that, хотя примеры с абстрактными существительными также представлены. Таким образом раскрывается суть  определенных ценностей – жизни, искусства, театра и др. Важно отметить безусловную узнаваемость этой простой формулы, своего рода сигнала аудитории: внимание! Сейчас речь пойдет о чем-то существенно важном, говорящий сообщит свое мнение, свое видение проблемы – а согласиться с ним или нет – решать его адресату (адресатам). Данная модель используется, как правило, в конфликтных, порой драматических ситуациях: говорящий старается не просто донести до адресата свою точку зрения, но и убедить в своей правоте.  При использовании варианта модели, в котором  X выражен местоимениями, персонажи пытаются объяснить себе или другим суть происходящего, правильно расставив акценты и выстроив своего рода иерархию ценностей и приоритетов. Не менее важно  оказывается разобраться в побудительных мотивах своих поступков, руководствуясь ценностями, признаваемыми философами, психологами и социологами высшими ориентирами поведения. Желая донести до собеседника свой взгляд на ситуацию и, исходя из ее понимания, сформировать программу действий, персонажи вновь и вновь облекают свои мысли в четкую и ясную форму при помощи разных вариантов структуры X is about Y; встречаются целые диалоги, построенные по этой модели. Она  дает возможность сформулировать, за что, во имя каких ценностей стоит бороться. Исследование художественного текста позволяет затронуть еще один аспект функционирования модели X is (not) about Y. Основная сфера использования данной модели – диалог, отражающий в прозаических произведениях то, что принято называть обыденной, или бытовой деятельностью. Обыденно-разговорный дискурс предполагает использование стандартных конструкций разных типов своего рода «конвенциональных сигналов», форма и функция которых являются устойчивыми и регулярными, т.е. предсказуемыми в рамках определенных конструкций. К подобным стандартным конструкциям, как нам кажется, можно отнести и исследуемую модель; построенные в соответствии с ней высказывания близки к речевым стереотипам. Они регулярно используются в ситуациях, когда говорящий, обращаясь к собеседнику, хочет узнать, в чем дело. Нельзя не заметить, что в большинстве случаев вопрос ‘What’s it/this/that  about?’ связан с желанием выяснить причину, побудившую адресата поступить или вести себя определенным образом, обычно вызывающим неодобрение и отрицательные эмоции адресата. В повествовательных предложениях, построенных по модели X is (not) about Y, также часто идет речь о причинах и побудительных мотивах тех или иных поступков. Наиболее эксплицитно эта связь проявляется в тех случаях, когда данная модель лежит в основе ответов на вопросы, начинающиеся с why.         Таким образом,      анализ использования модели X is about Y в художественной литературе показал, что она служит для передачи ценностных представлений персонажей, выражения сути описываемых явлений и  причин  происходящих событий, являясь действенным средством воздействия на адресата, направленным на изменение в системе его (и, возможно, читателя) ценностей, убеждений и моральных установок. Как уже было сказано, это полностью согласуется с определением ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни и конкретным деяниям и поступкам.