XVII Международная конференция студентов-филологов

Зеркальный пейзаж в романе «Zoo, или Письма не о любви» В. Б. Шкловского

Дарья Александровна Иванова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-04-11
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Настоящий доклад посвящен особенностям повествовательных стратегий романа «Zoo, или Письма не о любви» В. Б. Шкловского, который является двойной метафорой: начинаясь как произведение фикциональное, в котором реальный мир представлен в образах художественных, метафорических, оно оборачивается письмом-перформативом, в котором утверждается правдивость реального (исторического) плана повествования. В докладе рассматривается фрагмент, содержащийся в 25-м письме романа, как реализация повествовательной модели, по которой построен весь роман.

Тезисы

Роман В. Б. Шкловского «Zoo или письма не о любви» является двойной метафорой: начинаясь как произведение фикциональное, в котором реальный мир представлен в образах художественных, метафорических, оно оборачивается письмом-перформативом, в котором утверждается правдивость реального (исторического) плана повествования. Проблема реальности и фикциональности актуальна на каждом уровне произведения, скрепляет эти уровни фигура нарратора, который, осуществляя особые движения (реальные – сквозь пространство и время – и ирреальные – сквозь историю и культуру) в тексте, создаёт особую модель, позволяющую романной метафоре реализоваться. 25-ое письмо романа «Zoo или письма не о любви» В. Б. Шкловского содержит фрагмент, представляющий собой реализацию повествовательной модели, по которой строится весь роман. Этот фрагмент представляет собой конструкцию включённых друг в друга рамок, каждая из которых отсылает к отдельному плану произведения. Эти планы (пространственный, временной (исторический, биографический и календарный), событийный и т. д.) связаны в романе с драмой главного героя, а в «зеркальном пейзаже» происходит совмещение планов до одной точки. Выход из этой точки – это возможность разрешения основных противоречий в романе (разрешение культурного конфликта, любовной коллизии, личной драмы нарратора, который лишён возможности полноценного творческого акта), а также изменение фикциональной повествовательной стратегии на нефикциональную. Зеркальный пейзаж в романе соотносится с основными образами метатекста («перекрещиваются нити шали, проводимой через кольцо») и может восприниматься как ключ к прочтению произведения.