XVII Международная конференция студентов-филологов

Поэтический диалог как способ взаимообогащения авторской лирики (на материале лирики О. Сулейменова и А. Вознесенского)

Николай Юрьевич Вербовский
Докладчик
студент 4 курса
Челябинский государственный университет (Костанайский филиал)

188
2014-04-10
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается поэтическое творчество поэтов-шестидесятников А. Вознесенского и О. Сулейменова на предмет выявления в их творчестве «поэтического диалога», выражающегося в форме адресной лирики. Автор доклада приходит к выводу, что наличие данного явления в творчестве обоих поэтов является важнейшим фактором взаимообогащения их авторской лирики.

Тезисы

Со второй половины XX века в ряде гуманитарных наук изучение диалога стало особенно актуальным. В исследованиях академических лабораторий появилось много объектов, имеющих в своем составе диалогическую структуру или ориентированных на диалог. Проблема диалога становится центральной для многих наук - культурологии, философии и, конечно же, филологии. В данной работе особое внимание уделяется рассмотрению категории «поэтического диалога». Но данная категория рассматривается не с позиций внутритекстового анализа художественного текста, а как невербальный диалог двух авторов, пишущих в эпистолярном жанре. В литературе часто наблюдается диалог в творчестве двух авторов, что чаще всего обусловлено несколькими факторам: самые частотные - это их личная дружба и схожесть поэтических взглядов в выборе тем и форм для творчества. Этот диалог наблюдается не только у авторов одной страны, основанный чаще всего на национальной специфике той или иной литературы, но и у авторов разных стран. При этом условии наблюдается своеобразный «поэтический диалог» на межнациональном уровне – примером подобного явления в литературе является поэзия поэтов-шестидесятников А. Вознесенского и О. Сулейменова. В процессе нашей работы были выявлены основные закономерности возникновения и функционирования «поэтического диалога» в творчестве данных авторов, который не только реализуется в адресной лирике (А. Вознесенский «Песня Акына» - О. Сулейменов «Мы кочевники»), но и, безусловно, способствует взаимообогащению поэтик А. Вознесенского и О. Сулейменова (одинаковые мотивы, образы и т. д.). Ярким подтверждением этому может служить образ Махамбета, или мотив «кочевничества», занимающий значимое место в творчестве обоих поэтов.