XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексико-семантические средства создания иронии на примере немецкого стендапа

Александра Георгиевна Нестеренко
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

205
2024-04-25
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В данной работе проводится оценка немецкого юмора с точки зрения выражения иронии в выступлениях стендап комиков. Рассматриваются средства выражения авторской модальности на примерах из немецкого стендапа.

Тезисы

Ключевые слова: немецкий стендап; ирония; средства выражения комического; авторская модальность

Категория комического — это неотъемлемая часть любой культуры. В настоящий момент изучение комического является актуальной темой для изучения и анализа, т. к. комическое – это многогранная категория, существование которой невозможно вне создаваемой человеком коммуникативной ситуации. Целью данного исследования является выявление основных средств выражения иронии в различных видах проявления комического в немецком языке. Как известно, существует множество различных вариантов реализации юмора в повседневной жизни, таких как, напр., шутка или анекдот. Исследование проводится на материале немецкого стендапа – в частности, на видеоматериалах выступлений комиков, которые находятся в открытом доступе (KAYA, Феликс Лобрехт).
Стендап можно охарактеризовать как словесный юмор, как особый жанр комедии, проявляющийся в сольных выступлениях (в форме монолога с элементами диалога перед живой аудиторией), при этом выборе темы для подобных выступлений обусловлены интересами самого стендап-комика, они могут быть провокационны или могут затрагивать табуированные вопросы.
С одной стороны, категория комического плотно вплетена в структуру немецкого языка и культуры, но с другой стороны, имеет достаточно четкие границы. Немецкие комики часто включают в монологи шутки про политику, общество и про различия между представителями различных регионов Германии.  
Анализ выступления стендап-комика с псевдонимом KAYA показал, что его авторский стиль включает использование диалектных особенностей и игры слов. Достаточно часто в его текстах звучат «слова-чемоданы» – слова, одна часть которых заменяется частью другого: напр., неологизм Müllionär (составлен из двух компонентных частей Müll ‘мусор и Millionär ‘миллионер’) в контексте обозначал человека, который хорошо разбирается в принципе сортировки мусора. 
Одним из наиболее популярных средств выражения комического в немецком стендапе является ирония. Это обусловлено её оценочным характером и имплицитностью. Ирония раскрывает личность автора монологов, т. к. позволяет ему поделиться собственным видением мира, используя экспрессивно окрашенные языковые средства для описания острых тем. Всё это является неотъемлемой частью «авторской модальности», т. е. авторской интонации, отношения говорящего к высказываемой теме в контексте юмористического высказывания. Соответственно, лингвистический анализ иронии, как категории комического, предполагает рассмотрение языковых средств, которые создают подразумевающий план высказывания в контексте стендап-выступления. 
Анализ средств выражения комического, в т. ч. иронии в жанре немецкого стендапа, показал, что во многом немецкий юмор строится не на форме, а на смысле, т. к. в любой игре слов закладывается двойное или скрытое значение. Кроме того, большая часть комического заключается не в пластическом или дополнительном звуковом сопровождении, а непосредственно в сути произносимой шутки.