Метафорическая образность эссе М. Уолстонкрафт «Мысли об образовании дочерей...»
Анастасия Денисовна Якубович
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
212
2024-04-24
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Литературное наследие Мэри Уолстонкрафт составляют разнообразные в жанровом отношении произведения, немногие из которых переведены на русский язык. В первом эссе «Мысли об образовании дочерей...» прослеживается характерное для протестантских проповедей эпохи обращение к концептуальной метафоре земли и растения, которая станет ведущим мотивом всего ее творчества. Писательница переосмысляет традиционные природные и евангельские образы. Уолстонкрафт создает в литературе метафорический образ сада, в котором работает женщина — воспитатель будущих поколений.
Тезисы
Ключевые слова: история феминизма в Англии; женское образование; концептуальная метафора земли и растения; библейский образ семян
В трактате «Защита прав женщины с критикой на моральные и политические темы» Мэри Уолстонкрафт провозглашает образование ключевым условием для эмансипации женщин [Уолстонкрафт, 1992]. Писательница называет несколько причин, почему главенствующий в Англии второй половины XVIII в. тип национального образования не удовлетворяет потребностей общества. Уолстонкрафт подчеркивает, что женщины находятся в состоянии постоянного детства, потому что с ранних лет они не были подготовлены к необходимой умственной работе — к саморефлексии и упражнению в рациональном мышлении. Ответственность за недостатки образовательной системы лежит на тех, кто находится у власти, на тех, кому оказалось удобно убедить женщин в их физической и духовной слабости, и, соответственно, в неспособности распоряжаться своими жизнями. По идее Уолстонкрафт, писатели-мужчины, которые создавали учебные и воспитательные книги, видели в женщине не человека, способного стать другом и компаньоном, а только привлекательную возлюбленную. Об образовании речь идет в первом произведении писательницы, в эссе «Мысли об образовании дочерей...» [Wollstonecraft, 1787], вопросам воспитания и обучения посвящены два романа «Мэри» и «Заблуждения женщины, или Мария», поучительные истории для детей «Оригинальные рассказы из действительности...», женская хрестоматия, а также философский трактат «Защита прав женщины с критикой на моральные и политические темы». Характерной чертой первого эссе, главной особенностью, нашедшей отражение в последующих произведениях, является обращение к концептуальным метафорам. Одной из самых употребительных в контексте образования представляется евангельский образ из притчи о сеятеле: обретение знаний изображается как прорастающие в земле семена. Уолстонкрафт придает значение не только «почве», в которой произрастают семена, но и тому, кто опускает их в землю. Женщина, воспитатель будущего поколения, рассматривается в роли сеятеля. При недостатке образования мать может опустить в землю и семена зла: «Mamma is only anxious that they should love her best, and perhaps takes pains to sow those seeds, which have produced such luxuriant weeds in her own mind» [Уолстонкрафт, 1992: 12]. Гораздо более сложной, а порой и невыполнимой задачей становится искоренение (eradication) недостатков в воспитании. Напр., своих современниц Уолстонкрафт уподобляет цветам, выросшим в слишком плодородной почве, так что сила и польза были отданы в жертву красоте, а сами растения увядают прежде времени. Для того, чтобы не допустить прорастание порочных наклонностей, Уолстонкрафт утверждает превосходство разума над чувствами. Мысль и действие должно произрастать из разумной почвы: «We should always try to fix in our minds the rational grounds». [Уолстонкрафт, 1992: 83] Так, типичные для протестантских проповедей эпохи образы сеятеля и семени получают у Уолстонкрафт новое развитие.
Литература
Уоллстонкрафт М. В защиту прав женщины // Феминизм: проза, мемуары, письма / Отв. ред. М. Шнеир. М., 1992.
Wollstonecraft M. Thoughts on the Education of Daughters: With Reflections on Female Conduct, in the More Important Duties of Life. London, 1787.
В трактате «Защита прав женщины с критикой на моральные и политические темы» Мэри Уолстонкрафт провозглашает образование ключевым условием для эмансипации женщин [Уолстонкрафт, 1992]. Писательница называет несколько причин, почему главенствующий в Англии второй половины XVIII в. тип национального образования не удовлетворяет потребностей общества. Уолстонкрафт подчеркивает, что женщины находятся в состоянии постоянного детства, потому что с ранних лет они не были подготовлены к необходимой умственной работе — к саморефлексии и упражнению в рациональном мышлении. Ответственность за недостатки образовательной системы лежит на тех, кто находится у власти, на тех, кому оказалось удобно убедить женщин в их физической и духовной слабости, и, соответственно, в неспособности распоряжаться своими жизнями. По идее Уолстонкрафт, писатели-мужчины, которые создавали учебные и воспитательные книги, видели в женщине не человека, способного стать другом и компаньоном, а только привлекательную возлюбленную. Об образовании речь идет в первом произведении писательницы, в эссе «Мысли об образовании дочерей...» [Wollstonecraft, 1787], вопросам воспитания и обучения посвящены два романа «Мэри» и «Заблуждения женщины, или Мария», поучительные истории для детей «Оригинальные рассказы из действительности...», женская хрестоматия, а также философский трактат «Защита прав женщины с критикой на моральные и политические темы». Характерной чертой первого эссе, главной особенностью, нашедшей отражение в последующих произведениях, является обращение к концептуальным метафорам. Одной из самых употребительных в контексте образования представляется евангельский образ из притчи о сеятеле: обретение знаний изображается как прорастающие в земле семена. Уолстонкрафт придает значение не только «почве», в которой произрастают семена, но и тому, кто опускает их в землю. Женщина, воспитатель будущего поколения, рассматривается в роли сеятеля. При недостатке образования мать может опустить в землю и семена зла: «Mamma is only anxious that they should love her best, and perhaps takes pains to sow those seeds, which have produced such luxuriant weeds in her own mind» [Уолстонкрафт, 1992: 12]. Гораздо более сложной, а порой и невыполнимой задачей становится искоренение (eradication) недостатков в воспитании. Напр., своих современниц Уолстонкрафт уподобляет цветам, выросшим в слишком плодородной почве, так что сила и польза были отданы в жертву красоте, а сами растения увядают прежде времени. Для того, чтобы не допустить прорастание порочных наклонностей, Уолстонкрафт утверждает превосходство разума над чувствами. Мысль и действие должно произрастать из разумной почвы: «We should always try to fix in our minds the rational grounds». [Уолстонкрафт, 1992: 83] Так, типичные для протестантских проповедей эпохи образы сеятеля и семени получают у Уолстонкрафт новое развитие.
Литература
Уоллстонкрафт М. В защиту прав женщины // Феминизм: проза, мемуары, письма / Отв. ред. М. Шнеир. М., 1992.
Wollstonecraft M. Thoughts on the Education of Daughters: With Reflections on Female Conduct, in the More Important Duties of Life. London, 1787.