Приветственные обращения и апеллятивы в видеоблогах как один из способов актуализации семантической оппозиции свой-чужой (на примере англоязычных видеоблогов с чайлдфри тематикой)
Ева Ревазовна Сачовская
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Алиса Вячеславовна Мальнева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
212
2024-04-24
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В работе предлагается рассмотреть, как происходит реализация фундаментальной семантической оппозиции свой—чужой в апеллятивах, используемых в англоязычном коммуникативном пространстве чайлдфри медиа дискурса.
Тезисы
Ключевые слова: апеллятив, оппозиция свой—чужой, чайлдфри медиасообщество
Исследование обосновывает тезис о том, что апеллятивы служат способом передачи семантической оппозиции свой—чужой. Цель исследования — выявление особенностей апеллятивов и приветственных обращений, используемых в англоязычном коммуникативном пространстве чайлдфри медиа дискурса, на основе анализа отобранного корпуса видео, а также выяснение на примерах выявленных аппелятивов, кого чайлдфри блогеры относят к категориям «свои» и «чужие». В ходе исследования были проанализированы видео в жанре эссе, размещенные на видеохостинге YouTube. В выборку были включены видео блогеров с разным числом подписчиков для проверки следующей гипотезы: от количества последователей блогера зависит их состоятельность в формировании коллективного образа «своих». Можно ожидать, что апеллятивы имитируют драматургическое действие, ориентированное на публику [Грушевская, 2021: 203]. При систематизации результатов исследования использовался лингвистический описательный метод, метод контекстуального анализа, лексико-семантический анализ и методика конкордансного анализа. При анализе транскриптов выявлено, что речевое поведение в видео с чайлдфри тематикой не однородно. Напр., во вступительной части видео некоторые блогеры сразу устанавливали оппозицию, обозначая круг своих: «Hey, ladies!»
Апеллятив ladies может вызывать положительную реакцию у определенной категории зрителей. Примечательно, что блогер обращается только к женщинам. Возможно, таким образом блогер выражает свое недовольство тем, что в вопросах деторождения общество винит женщин. Своим приветствием спикер проявляет женскую солидарность. Данным обращением блогер относит мужчин к «чужим».
Lady считается более вежливой формой обращения к женщине, часто встречается в выражениях про волевых женщин как, напр., tough lady, iron lady, а также в культовой песне Beyonce «Single Ladies», которая, в частности, посвящена теме женской независимости. Нельзя с точностью утверждать, что, используя эти фразы, спикер хотела подчеркнуть силу ее последователей. Однако, можно подозревать, что через контраст использования hey, которое считается неформальной приветственной фразой, и официального и вежливого обращения ladies, носитель вкладывает в обращение некий дополнительный оттенок значения.
В результате исследования установлено, что апеллятивы в видео чайлдфри блогеров отличаются. Были выявлены как более инклюзивные и нейтральные обращения с точки зрения половой принадлежности (everyone, guys), так и более эксклюзивные и специфичные (ladies, single Roses). В ходе исследования не было выявлено особого влияния популярности блогера на степень инклюзивности апеллятивов. Выбор апеллятивов скорее обусловлен позицией и образом самого блогера.
Литература:
Грушевская В. Ю. Особенности самопрезентации в видеоблогах, популярных в молодежной среде // Бренное и вечное: мифология цифровой цивилизации. 2021. С.202—210
Исследование обосновывает тезис о том, что апеллятивы служат способом передачи семантической оппозиции свой—чужой. Цель исследования — выявление особенностей апеллятивов и приветственных обращений, используемых в англоязычном коммуникативном пространстве чайлдфри медиа дискурса, на основе анализа отобранного корпуса видео, а также выяснение на примерах выявленных аппелятивов, кого чайлдфри блогеры относят к категориям «свои» и «чужие». В ходе исследования были проанализированы видео в жанре эссе, размещенные на видеохостинге YouTube. В выборку были включены видео блогеров с разным числом подписчиков для проверки следующей гипотезы: от количества последователей блогера зависит их состоятельность в формировании коллективного образа «своих». Можно ожидать, что апеллятивы имитируют драматургическое действие, ориентированное на публику [Грушевская, 2021: 203]. При систематизации результатов исследования использовался лингвистический описательный метод, метод контекстуального анализа, лексико-семантический анализ и методика конкордансного анализа. При анализе транскриптов выявлено, что речевое поведение в видео с чайлдфри тематикой не однородно. Напр., во вступительной части видео некоторые блогеры сразу устанавливали оппозицию, обозначая круг своих: «Hey, ladies!»
Апеллятив ladies может вызывать положительную реакцию у определенной категории зрителей. Примечательно, что блогер обращается только к женщинам. Возможно, таким образом блогер выражает свое недовольство тем, что в вопросах деторождения общество винит женщин. Своим приветствием спикер проявляет женскую солидарность. Данным обращением блогер относит мужчин к «чужим».
Lady считается более вежливой формой обращения к женщине, часто встречается в выражениях про волевых женщин как, напр., tough lady, iron lady, а также в культовой песне Beyonce «Single Ladies», которая, в частности, посвящена теме женской независимости. Нельзя с точностью утверждать, что, используя эти фразы, спикер хотела подчеркнуть силу ее последователей. Однако, можно подозревать, что через контраст использования hey, которое считается неформальной приветственной фразой, и официального и вежливого обращения ladies, носитель вкладывает в обращение некий дополнительный оттенок значения.
В результате исследования установлено, что апеллятивы в видео чайлдфри блогеров отличаются. Были выявлены как более инклюзивные и нейтральные обращения с точки зрения половой принадлежности (everyone, guys), так и более эксклюзивные и специфичные (ladies, single Roses). В ходе исследования не было выявлено особого влияния популярности блогера на степень инклюзивности апеллятивов. Выбор апеллятивов скорее обусловлен позицией и образом самого блогера.
Литература:
Грушевская В. Ю. Особенности самопрезентации в видеоблогах, популярных в молодежной среде // Бренное и вечное: мифология цифровой цивилизации. 2021. С.202—210