XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лингво-аксиологические характеристики коммуникативного пространства чайлдфри медиасообщества: на материале англоязычных видео-эссе

Ева Ревазовна Сачовская
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

212
2024-04-24
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В исследовании, посредством детализированного метода коммуникативного контент-анализа, изучаются языковые средства, транслирующие аксиологический компонент в коммуникативном пространстве чайлдфри медиа дискурса.

Тезисы

Ключевые слова: аксиологическая характеристика, чайлдфри медиасообщество, ценностный концепт

Исследование обосновывает тезис о том, что аксиологическая составляющая занимает особую роль в организации смысла текста, потому для его полноценного восприятия необходимо учитывать всевозможные варианты кодирования последней [Пономарева, 2017: 198].
Цель исследования заключается в изучении языковых средств, используемых для трансляции аксиологического компонента в коммуникативном пространстве чайлдфри медиа дискурса на основе анализа отобранного корпуса англоязычных видео. Были проанализированы 10 видео в жанре видео-эссе, отобранных на видеохостинге «
YouTube», в составленной выборке представители чайлдфри медиасообщества рассказывают о том, как пришли к решению не иметь детей, а также делятся своими идеологическими соображениями в отношении деторождения. Поставленная цель отвечает за новизну исследования, позволяет детализировать метод коммуникативного контент-анализа за счет психолингвистических параметров: ценностных доминант, иными словами, положительной, нейтральной или отрицательной значимости любых объектов для представителей сообщества [Волынец, 2014: 66]. При систематизации результатов использовался лингвистический описательный метод, текстовой анализ, лексико-семантический метод и методика конкордансного анализа. 
При анализе контекстов корпуса отобранных видео-эссе удалось выявить набор таких ценностно нагруженных архетипических концептов как 
life (109), love (69), time (59), family (46), care (40), money (16), legacy (14). Одним из результатов контент-анализа является выявление типичных способов употребления одного из значимых «топосов» лингво-аксиологической сферы чайлдфри медиасообщества: «love». Напр., выявлена необходимость представителей чайлдфри сообщества регулярно подчеркивать, что они хорошо относятся к детям. Такая тенденция, по всей видимости, обусловлена конфликтом ценностей. Традиционные ценности, культивируемые нашим обществом, влияют на выбор семейных целей, более того, приверженцы таких ценностей часто придают традиционной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества, а значит, негативно относятся к любому отклонению от нормы. Отсюда, по всей видимости, возникает необходимость защититься таким образом от возможных претензий: 
love children but they're just not for me to have. I do love children, I just know that I don't want to be fully responsible for another human being.
В результате исследования выявлено, что основные аксиологические векторы чайлдфри медиа сообщества определяются такими ценностно нагруженными и архетипическими концептами как: love, money, family, life, legacy, care, time. Являясь концептуальным пространством, аксиосфера дискурса чайлдфри отражает ценностно-оценочный способ миропонимания и бытия данного социального института и отдельных вовлечённых в него личностей.  

Литература:
Пономарева Е. В. Аксиологическая составляющая коммуникативного пространства медиадискурса (на примере англоязычных интернет-СМИ) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3. С. 198—204. 
Волынец Ю. П. Способы реализации аксиологического потенциала сегментированных цитат в англоязычном медиадискурсе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 20 (706). С. 60—72.