Религиозный дискурс: границы понятия и способы реализации деструктивных стратегий
Дарья Игоревна Ласкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 124
2024-04-26
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Усиление религиозных противоречий, которые способен вызывать
язык как одно из основных средств коммуникации, обусловлено
существенным ослаблением коммуникативных механизмов медиапространства и медиатекста. В докладе определены границы
понятия религиозного дискурса и его современной проблемной области, а также
выделены и проиллюстрированы основные деструктивные коммуникативные стратегии в данной сфере.
Тезисы
Ключевые слова: религиозный дискурс; речевая агрессия; деструктивные коммуникативные стратегии
Используя функционально-стилистический подход к дискурсу, религиозный дискурс мы определяем как результат речевой деятельности, которая имеет отношение к религии. Так, религиозный текст рассматривается как целостное произведение с единством смысловой структуры, олицетворяющее речевую системность, характерную для религиозной коммуникации. Такое рассмотрение религиозного дискурса, а также использование интерпретативного подхода и лексико-семантического анализа текстов определяет новизну исследования.
Для религиозного текста, учитывая частичную секуляризацию и ослабление коммуникативных механизмов медиапространства, становятся характерными деструктивные стратегии, проявление речевой агрессии. Ниже перечислим такие деструктивные стратегии, подкрепив каждую из них соответствующим примером, полученным методом сплошной выборки из комментариев к публикации в социальной сети. Анализ языковых материалов проведен с точки зрения их перлокутивного эффекта.
Среди деструктивных стратегий выделяются следующие:
1. Создание представлений о «неполноценности» религиозной группы (Христосовы дети — просто дети коров и неудавшейся мессии);
2. Распространение информации об «исторических преступлениях» религиозной группы (Вы своими руками разжигаете межнациональную и межрелигиозную рознь! Или вы забыли о французских революциях, когда гугеноты резали протестантов? Вижу, как вы умышленно подстрекаете мусульман на провокационные действия, сделав умалишённого профессора «национальным героем»);
3. Распространение стереотипных представлений о криминальности религиозной группы (Ты его видел? Какое тут расследование, какие тяжбы, он мусульманин, а значит, террорист по определению);
4. Подчеркивание «моральных недостатков» религиозной группы (Аллах нам завещал быть сильными и мы выдержку такую имеем, какая ни одному индусу и русскому даже во сне не снилась).
С помощью определенного речевого инструментария автор-адресант продуцирует конфликтогенный текст, деструктивные стратегии которого трактуют «чужое» не как позицию, которую следует воспринимать в качестве непознанного и требующего внимательного и вдумчивого толерантного изучения, а в качестве неприемлемого, недостойного, враждебного и угрожающего. Такая враждебная риторика может приводить к деструкции религиозного дискурса, поскольку порождает конфликты, общую агрессивность и интолерантное отношение к религиозным группам. Важно также отметить, что описание деструктивных стратегий и их учет в методике проведения лингвистической экспертизы может облегчить теоретическую и практическую работу (например, интерпретационно-смысловой анализ) эксперта-лингвиста с религиозным текстом.
Используя функционально-стилистический подход к дискурсу, религиозный дискурс мы определяем как результат речевой деятельности, которая имеет отношение к религии. Так, религиозный текст рассматривается как целостное произведение с единством смысловой структуры, олицетворяющее речевую системность, характерную для религиозной коммуникации. Такое рассмотрение религиозного дискурса, а также использование интерпретативного подхода и лексико-семантического анализа текстов определяет новизну исследования.
Для религиозного текста, учитывая частичную секуляризацию и ослабление коммуникативных механизмов медиапространства, становятся характерными деструктивные стратегии, проявление речевой агрессии. Ниже перечислим такие деструктивные стратегии, подкрепив каждую из них соответствующим примером, полученным методом сплошной выборки из комментариев к публикации в социальной сети. Анализ языковых материалов проведен с точки зрения их перлокутивного эффекта.
Среди деструктивных стратегий выделяются следующие:
1. Создание представлений о «неполноценности» религиозной группы (Христосовы дети — просто дети коров и неудавшейся мессии);
2. Распространение информации об «исторических преступлениях» религиозной группы (Вы своими руками разжигаете межнациональную и межрелигиозную рознь! Или вы забыли о французских революциях, когда гугеноты резали протестантов? Вижу, как вы умышленно подстрекаете мусульман на провокационные действия, сделав умалишённого профессора «национальным героем»);
3. Распространение стереотипных представлений о криминальности религиозной группы (Ты его видел? Какое тут расследование, какие тяжбы, он мусульманин, а значит, террорист по определению);
4. Подчеркивание «моральных недостатков» религиозной группы (Аллах нам завещал быть сильными и мы выдержку такую имеем, какая ни одному индусу и русскому даже во сне не снилась).
С помощью определенного речевого инструментария автор-адресант продуцирует конфликтогенный текст, деструктивные стратегии которого трактуют «чужое» не как позицию, которую следует воспринимать в качестве непознанного и требующего внимательного и вдумчивого толерантного изучения, а в качестве неприемлемого, недостойного, враждебного и угрожающего. Такая враждебная риторика может приводить к деструкции религиозного дискурса, поскольку порождает конфликты, общую агрессивность и интолерантное отношение к религиозным группам. Важно также отметить, что описание деструктивных стратегий и их учет в методике проведения лингвистической экспертизы может облегчить теоретическую и практическую работу (например, интерпретационно-смысловой анализ) эксперта-лингвиста с религиозным текстом.