XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Наказание как воспитательная практика в рассказах жителей севернорусской деревни

Ева Евгеньевна Громова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2024-04-22
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

На материалах экспедиций в деревню Сояна Мезенского района и данных из Фольклорного архива СПбГУ рассматриваются коммуникативные стратегии и нормы практики наказаний. Проанализиованы биографические нарративы, в которых вспоминаются наказания в отношении рассказчиков в детстве или их собственная воспитательная практика в ситуации родительства. Обращено внимание на особенности лексики наказаний, а также фигуры умолчания. Существенной частью речи о воспитании является различение открытых к обсуждению тем и контекстов, в которых чувствуется сопротивление.

Тезисы

Ключевые слова: наказание; биографический нарратив; воспитание; коммуникативная стратегия; замалчивание

В ходе фольклорно-антропологических экспедиций 2021
—2022 гг. был записан ряд интервью, затронувших вопросы воспитания детей. Их анализ помог обратить внимание на некоторые закономерности и лексические особенности, присущие рассказам о наказаниях. В связи с этим цель полевого исследования автора в 2023 г. заключалась в более основательном подходе к интервью на эту тему. Доклад посвящен анализу лексики, коммуникативных стратегий и нормы речи о наказания в биографических нарративах. 
Особенностью интересующих нас в докладе рассказов в первую очередь является замалчивание: о роли наказания в своём воспитании и воспитании своих детей или внуков информанты говорят неохотно. Однако большинство информантов на вопрос, наказывали ли их или они сами, отвечают, что воспитывали строго, при этом добавляя, что могли наказать физически, но «не то чтобы били». Важным здесь как раз является то, что поставленный вопрос («Как воспитывали?») в принципе приводил к ответу, так или иначе касающемуся именно телесного наказания. Среди распространенной лексики найдём следующее: получить ремня, шлепать, попадало ремешком, швы́рнуть, хлопнуть и пр. Причём контекстными антонимами к ним будут глаголы избить, лупить, пороть, (ремнём) шить, бить, двигануть. Становится ясно, что в сознании информантов есть определённая грань между тем, как телесно наказывать можно, а как нельзя.
За каждым дискурсивным оборотом типа хлопнуть и попадало стоит и реальная практика телесных наказаний и градации приемлемости их форм.
В ходе интервью нам удалось попросить нескольких женщин сравнить то, как воспитывали их, как они воспитывали своих детей, как сейчас — внуков, — и как они сами относятся к тому, как их дети воспитывают своих. Такие рассказы встречаются в интервью и вне темы: довольно часто собиратели сталкиваются с жалобами информантов на то, что дети сейчас совсем не такие, как раньше. В основном наши собеседники и собеседницы делали акцент на том, что сейчас детям уделяют мало внимания, они скованные и мало общаются. Здесь же стоит отметить еще одну особенность: большинство женщин утверждает, что если они наказывали физически детей, то не могут себе такого позволить с внуками. Нередко повторяется, что бабушки должны баловать внуков, а родители — заниматься воспитанием.
Основной материал составили 13 интервью с информантами в основном женского пола в возрасте от 52 до 77 лет. В качестве дополнительного материала привлечены ещё 17 интервью из Фольклорного архива СПбГУ, собранных в деревнях Архангельской области.
В докладе для нас важно проанализировать, что именно замалчивается в рассказах о наказаниях, а о чем, наоборот, говорится открыто, а также показать, в каких контекстах для информантов рассказывать о наказании — норма, а в каких чувствуется сопротивление, когда наказывавший в глазах наказуемого прав, а когда нет.