XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Владимир Набоков: сны романные и реальные

Полина Максимовна Шашкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2024-04-26
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается поэтика сновидений, записанных В. В. Набоковым в ходе эксперимента о «вещих» снах. Был проведен сопоставительный анализ художественных произведений автора с записями реальных сновидений: разобрана нарративная структура, описание положения сновидца, комментарии к текстам сновидений. Набоков не столько пытается распознать будущее, сколько обращается к использованным ранее писательским приемам. 

Тезисы

Ключевые слова: В. В. Набоков; сновидение; поэтика

В 1927 г. впервые было опубликовано исследование ирландского философа Дж. У. Данна «Эксперимент со временем», в котором была высказана идея о том, что время можно изучать как пространственно-подобное измерение. Доказательство теории философ находил в способности человека видеть «вещие» сновидения, которые могут быть основаны на опыте будущих событий. Данн предлагает эксперимент, в ходе которого человек подробно записывает воспоминания о сновидениях по пробуждении. Этот опыт провел В. В. Набоков. В результате он заполнил 118 карточек, на которых осталось 64 записи.
В 2021 г. вышла переведенная на русский язык книга Г. Барабтарло «Я/сновидения Набокова», где был представлен дневник сновидений писателя. Экспериментальные сны пока остаются малоизученными, несмотря на то что при сравнении их с набоковским изображением художественных сновидений можно заметить некоторые типологические сходства.
Был проведен сопоставительный анализ произведений с записями реальных сновидений. Анализируя собственные записи, писатель подчеркивает «довольно логический (в известных границах) мыслительный процесс» [Барабтарло, 2021: 46]. Нарративная структура дневниковых записей часто выстраивается в рациональную последовательность событий. Большинство сновидений имеют развернутый сюжет. Напр., одно из первых дневниковых сновидений напоминает рассказ «Посещение музея». Схожими оказываются описания смотрителей: «…музейный сторож, — банальный инвалид с пустым рукавом» [Набоков, 2001: 352] и «бесцветный администратор, неприметные черты, стрижен бобриком…» [Барабтарло, 2021: 51]. Примитивный внешний вид в обоих случаях подчеркивается эпитетами «банальный» и «бесцветный», «неприметный».
В докладе также разобрана нарративная структура, описание положения сновидца, комментарии, включенные в текст сновидений.
Записывая реальные сновидения, Набоков испытывал теорию Данна о вещих снах. Однако он не столько пытается распознать будущее, сколько обращается к использованным ранее писательским приемам.

Литература:
Набоков В. В. Я/сновидения Набокова. Сост., публ. и коммент. Геннадия Барабтарло. СПб., 2021.
Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. СПб., 2004.