Роман Паоло Бачигалупи «Заводная»: постколониальный дискурс и проблема инаковости
Юлия Павловна Хорошевская
Докладчик
доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ростовский государственный университет путей сообщения
615
2022-03-18
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
научная фантастика, постколониальная фантастика, дистопия, постчеловек
Тезисы
Паоло
Бачигалупи (Paolo Bacigalupi) - американский писатель-фантаст итальянского
происхождения (род. 1972). Роман Бачигалупи «Заводная» (The Windup Girl, 2009) получил несколько престижных наград в области
фантастики: премии «Хьюго» и «Небьюла», премия памяти Джона У. Кэмпбелла и
премия «Локус» за лучший первый роман. Опираясь на традиции западной НФ, автор в
то же время значительно уходит от этих традиций, изображая футуристический
Бангкок, где, несмотря на достижения в области науки, сохраняются расовые
противоречия, стереотипы и предрассудки, влияющие на повседневную жизнь людей.
Таиланд в романе населен различными группами самих тайцев, а также десятками иммигрантов и беженцев из Малайзии, Бирмы, Вьетнама и Китая. Представители иных этнических групп воспринимаются тайцами как Другие – нечто чужеродное, что, ни при каких условиях, не может быть понято, принято и ассимилировано как Свое. Вынесенная в заголовок романа «заводная», она же «пружинщица» - Эмико, генетически модифицированный человек, созданный в Японии, и самый настоящий Другой по отношению ко всему остальному человечеству.
Традиционная НФ остраняет условную реальность посредством спекулирования научным и техническим дискурсом, использования характерных образов Других: инопланетяне, роботы, андроиды и т.д. Перенесение же действия в т.н. «этно-пейзаж», по мнению некоторых исследователей, переосмысливает и углубляет эту схему, чтобы создать альтернативный образ, который позволяет нам взглянуть с другой стороны на технологические и расовые взаимоотношения с позиции их политических, социальных и культурных аспектов.
В романе можно провести упрощенную дихотомию Запад / Восток, однако это противопоставление гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Рассказывая истории персонажей, находящихся на слишком разных социальных и культурных уровнях, принадлежащих к различным этническим группам, Бачигалупи ломает традиционное обывательское представление об Азии как однородном регионе. Текст затрагивает ряд проблем, актуальных для современности, а помещение действия в ориенталистский сеттинг позволяет избежать упрощения бинарной оппозиции Запад / Восток. Автор значительно отступает от канонической риторики НФ, создавая мир, наполненный сложными этническими отношениями в Юго-Восточной Азии.
Таиланд в романе населен различными группами самих тайцев, а также десятками иммигрантов и беженцев из Малайзии, Бирмы, Вьетнама и Китая. Представители иных этнических групп воспринимаются тайцами как Другие – нечто чужеродное, что, ни при каких условиях, не может быть понято, принято и ассимилировано как Свое. Вынесенная в заголовок романа «заводная», она же «пружинщица» - Эмико, генетически модифицированный человек, созданный в Японии, и самый настоящий Другой по отношению ко всему остальному человечеству.
Традиционная НФ остраняет условную реальность посредством спекулирования научным и техническим дискурсом, использования характерных образов Других: инопланетяне, роботы, андроиды и т.д. Перенесение же действия в т.н. «этно-пейзаж», по мнению некоторых исследователей, переосмысливает и углубляет эту схему, чтобы создать альтернативный образ, который позволяет нам взглянуть с другой стороны на технологические и расовые взаимоотношения с позиции их политических, социальных и культурных аспектов.
В романе можно провести упрощенную дихотомию Запад / Восток, однако это противопоставление гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Рассказывая истории персонажей, находящихся на слишком разных социальных и культурных уровнях, принадлежащих к различным этническим группам, Бачигалупи ломает традиционное обывательское представление об Азии как однородном регионе. Текст затрагивает ряд проблем, актуальных для современности, а помещение действия в ориенталистский сеттинг позволяет избежать упрощения бинарной оппозиции Запад / Восток. Автор значительно отступает от канонической риторики НФ, создавая мир, наполненный сложными этническими отношениями в Юго-Восточной Азии.