XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Природа как отражение пограничного состояния сознания в поэзии С. Плат

Наталья Борисовна Чикнайкина
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено выявлению особенностей функционирования природных элементов как отражения пограничного сознания в поэзии Сильвии Плат. Предприняты попытка сделать выводы о причинах двойственного состояния лирического субъекта и о том, как это состояние воплощено в картинах природы. Пейзаж при этом выполняет две функции: передачи внутреннего конфликта личности и особого пространства, символизирующего переход от бытия к инобытию.

Тезисы

В центре поэзии американской поэтессы Сильвии Плат  амбивалентная личность, терзаемая противоречиями, для которой нахождение между двумя противоположными точками бытия становится условием человеческого существования. Одним из способов отражения пограничного состояния сознания в лирике Плат является пейзаж, изучение особенностей которого является целью данной работы. Материалом исследования служат стихотворения, написанные в разные периоды жизни, с 1956 по 1963 г.
Двойственность бытования лирического субъекта главным образом обусловлена неразрешимым конфликтом между влечением к жизни и влечением к смерти, а также взаимоотношениями человека с природой и цивилизацией, индивидуального и универсального, вечного и временного. Пограничность сознания в изображении природы проявляется в двух взаимосвязанных аспектах: как отражение внутреннего состояния лирического субъекта, и как особое пространство, в котором этот субъект оказывается.
Объективная действительность в поэзии Плат наделяется субъективными характеристиками, отражающими внутренний конфликт личности. Часто образы являются амбивалентными, напр. цветы и красный цвет в «Poppies in July» и «Tulips» несут в себе одновременно жизнь и смерть. Пейзаж может выступать в качестве пространства, в котором находится лирический субъект, мечущийся между жизнью и смертью, между обществом и миром природы (но отвергнутый и тем, и другим, как в «Sheep in Fog»). Природа во многих произведениях связана со смертью, внешним, чуждым и пугающим миром, а символизирует жизнь чаще другое пространство — дом («Hardcastle Crag») или город («Owl»). Иногда в качестве символов пограничного состояния могут выступать два разных природных объекта (напр. поля ежевики и море в «Blackberrying»).
В поэзии Плат влечение к смерти обычно сильнее, выбор в пользу жизни всегда временный. Природа является как бы проводником в иной мир, который зазывает и притягивает к себе. Лирический субъект хочет стать её частью («I Am Vertical»), но слияние с природой не даёт личного бессмертия («Burning the Letters»). В мировосприятии Плат именно балансирование на грани бытия и небытия, природного и культурного, личного и всеобщего позволяет поэту создать свой мир, даже если он несёт разрушение («Snakecharmer»). Однако в отличие от постмодернистских авторов, для которых разрушение целостности стало художественным принципом, Плат, как обладатель модернистского сознания, не может ни найти этот баланс, ни существовать вне его.