XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концептуальные подходы к изучению образа «маленького человека» в российском литературоведении и возможность их использования при анализе произведений Лу Синя

Хуэйминь Чжан
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуются концептуальные подходы к эволюции образа «маленького человека» в литературоведческих работах А. П. Кузичевой, М. Н. Эпштейна, А. А. Аникина в связи с возможностью их использования для анализа произведений Лу Синя.

Тезисы

В российском литературоведении за последние годы обозначились три концептуальных подхода к анализу образа «маленького человека». Это имеет значение для перспектив исследования творчества Лу Синя, который хорошо знал русских классиков эпохи реализма, читал, переводил их книги на китайский язык и развивал темы, связанные с этим образом, в своём творчестве.
Первый подход раскрыт А. П. Кузичевой в статье «Кто он, «маленький человек»? (Опыт чтения русской классики)». Здесь образ «маленького человека» в русской литературе XIX в. связан с художественным выражением развития в нём личностных качеств свободно мыслящего человека, стремящегося избавиться от приниженного положения, унижений и оскорблений не протестами или бунтом, а путём сложной внутренней работы над самим собой, так как рабство находится внутри человека. Подход Кузичевой к решению этой проблемы можно обозначить как гуманистический историко-литературный.
Свой взгляд на образ «маленького человека» в русской литературе представил и М. Н. Эпштейн. Литературовед пишет, что малость «маленького человека» вообще — это малость всего человеческого перед превосходящими его силами. Подход Эпштейна к решению этой проблемы можно обозначить как историко-экзистенциальный.
А. А. Аникин в статье «Тема маленького человека в русской классике» утверждает, что образы «маленького человека» призваны вызывать у читателя сострадание, которое приводит к осознанию трагичности жизни вообще и абсурдности понимания сути страдания как пути человека от рождения до смерти без прихода его к Богу. Такой подход к анализу образа «маленького человека» можно обозначить как христианско-экзистенциальный.
В контексте анализа образа «маленького человека» в творчестве Лу Синя можно выделить следующие особенности этого образа: реализм критической направленности, гуманизм, психологизм в изображении внутреннего мира страдающего «маленького человека», трагизм его судьбы в мире, где отсутствуют человечность, сочувствие, сопереживание и активное противостояние рабству. Можно утверждать, что из трёх обозначившихся в современном российском литературоведении концепций соответствующими для анализа образа «маленького человека» в творчестве Лу Синя являются гуманистический историко-литературный подход Кузичевой и историко-экзистенциальный подход Эпштейна, так как в них учитывается всё вышеперечисленное, что свойственно особенностям образа «маленького человека» в творчестве Лу Синя. В частности, это нашло выражение в таких произведениях Лу Синя, как «Записки сумасшедшего», «Мыло», «Кун Ицзи», «Почтенный учитель Гао», «Развод», «Одинокий», «В кабачке», «Подлинная история А-кью», «Моление о счастье», «Братья».