XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мифопоэтическое и индивидуально-авторское в комедиях Н. В. Гоголя и У. Шекспира: «Женитьба» и «Сон в летнюю ночь»

Светлана Константиновна Мамонова
Докладчик
студент 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается одна из ключевых проблем сравнительного литературоведения: как объяснить сходство сюжетных коллизий или отдельных мотивов в произведениях, между которыми не существует ни генетических, ни типологических связей. На основе сопоставительного анализа пьес Шекспира и Гоголя, а также сюжетов волшебных сказок делается вывод о том, что художественный текст представляет собой сочетание двух начал — индивидуального и архаического. 

Тезисы

Доклад посвящен теоретическим и прикладным аспектам одной из базовых проблем классической компаративистики — проблеме сходства сюжетных коллизий в произведениях, между которыми не существует ни генетических, ни типологических связей. Принимая за исходный тезис тот факт, что текст представляет собой единство двух начал — индивидуального и архаического, мы следуем за концепцией О. М. Фрейденберг и полагаем, что сюжет выступает как своеобразная канва для сплетения отдельных мотивов. При этом он представляет собой не элементарную их сумму, а исторически развивающуюся модель построения художественного текста. Мотивы, в свою очередь, возникают задолго до литературных форм, но обретают неповторимую авторскую интерпретацию в рамках художественного целого. Данная концепция иллюстрируется на примере компаративного анализа комедий Н. В. Гоголя и У. Шекспира («Женитьба» и «Сон в летнюю ночь»). Здесь исследование фокусируется на коллизиях в обоих произведениях: герой случайным образом обретает счастье, но впоследствии от него отказывается. Подобная логика построения сюжета характерна для таких архаических нарративов, как волшебная сказка, рассмотренная в свете теории В. Я. Проппа.
В докладе предлагается развернутый анализ трех типологически близких мотивов — женитьбы, случайно обретенного счастья и готовности расстаться с ним. Их присутствие свидетельствует о наличии архаической логики построения сюжета в индивидуально-авторских произведениях. Основной задачей исследования стало изучение трансформации архаичного начала, связанного с мотивом случайно обретенного счастья в пьесах Гоголя и Шекспира. Отказ героев от собственного счастья в этих текстах получает различные психологические мотивировки: шекспировская Елена боится вновь быть обманутой, а для Подколесина женитьба на Агафье Тихоновне является тем, что можно легко заполучить и с чем можно легко расстаться. Рассматриваемый мотив также имеет определенную комическую составляющую, которая в обоих произведениях выполняет различную функцию: смех в комедии Шекспира гармонизирует мир, приводит его к установленному порядку, а в «Женитьбе» он носит дидактический характер.