XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Специфика музыкальных образов в повестях Л. Н. Толстого «Семейное счастие» и «Крейцерова соната»

Алина Вадимовна Пименова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Повести Л. Н. Толстого «Семейное счастие» и «Крейцерова соната» представляют собой образцы раннего и позднего творчества писателя. Обе повести посвящены одному и тому же вопросу — проблеме брака и семейных отношений, однако раскрывают его по-разному. На основе единства жанра и тематики произведений в докладе представлена попытка сравнения музыкальных образов, возникающих в повестях и тесно связанных с их тематикой, а также попытка представить эволюцию взглядов писателя по отношению к музыке и браку.

Тезисы

В творчестве Толстого музыка выполняет двоякую функцию: с одной стороны, оказывается воплощением вечной гармонии и созидающей энергии, а с другой, — разрушающей эту гармонию силой. В «Семейном счастии» преобладает созидающее начало, как антитеза противопоставленное тому, что возникнет в более поздней повести Толстого «Крейцерова соната», где на смену гармонии приходят бури и страсти. Недаром в «Семейном счастии» фигурируют соната-фантазия Моцарта и «Quasi una fantasia» Бетховена, лишенные такой резкой перемены тонов, которой обладает бетховенская «Крейцерова соната», где мягкие и спокойные звуки сменяются более сильными и громкими. Обе повести рассказывают о семейных отношениях, однако в первом случае музыка становится одним из ключевых звеньев в единении героев, во втором же — разрывающей брачные узы силой. Некоторые исследователи связывали такую эволюцию взглядов Толстого по отношению к музыке с влиянием А. Шопенгауэра, согласно которому музыка есть прямая объективизация существующей в мире воли, проявляющейся в качестве представления в видимом, окружающем нас мире. Если другие виды искусства такие, как поэзия и живопись, воплощают мировую волю через различные идеи, то музыка являет ее сущность непосредственно.
В повести «Крейцерова соната» отношения между героями принимают иррациональный характер, поскольку они подвержены влиянию мировой стихии, которая начинает проникать в них через музыку. В конечном итоге, подвергшись власти хаоса, герои уже не могут противостоять ему и контролировать друг друга. В «Семейном счастии» этого еще нет, музыка в повести более мерная, в какой-то степени она воплощает мировую гармонию, однако при внимательном чтении обнаруживаются некоторые противоречия, так как музыка в повести оказывается не так однородна.
Жизнь героев в «Семейном счастии» как бы
уподоблена звучащей музыке. Как такты в мелодии сменяют друг друга, так и супружеская жизнь героев проходит определенные этапы, которые плавно перетекают из одного состояния в другое. И на каждом подобном этапе отношений прежнее чувство постепенно угасает и вместо него возникает новое, основанное на старом.
В повести можно выделить три крупных этапа формирования этих чувств и соответственно три периода музыкальных настроений. Первый этап связан с пребыванием героев в «старом покровском доме», где звучит классическая музыка (в том числе сонаты Моцарта), это так называемая идиллическая жизнь героев до бракосочетания. Второй этап представлен пребыванием героев в Петербурге и заграницей, где звучит бальная музыка, набор композиций которой не определен. И третий этап в формировании нового семейного счастья связан с возвращением героев в тот же покровский дом, где снова звучит старое фортепиано и соната Бетховена.