XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Чёрные маски» Л. Н. Андреева: экзистенциальный художественный опыт

Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён разностороннему анализу экзистенциального художественного опыта Л. Н. Андреева — пьесы «Чёрные маски» (1908), синтезировавшей традиции предшествующей театральной культуры. Андреев прибегает к использованию приема масок и к мотиву двойничества, которые имеют давнюю литературную и театральную традицию в европейской культуре. В соответствии со своими размышлениями о современном ему театре Андреев решает сместить фокус зрительского внимания с внешнего, социального аспекта жизни человека на глубинные слои сознания личности, и это смещение — один из возможных способов обновить театр.

Тезисы

Доклад посвящён комплексному анализу экзистенциального художественного опыта Л. Н. Андреева, отразившегося в пьесе «Чёрные маски» (1908). Первые сценические реализации драмы в Санкт-Петербурге (1908) и в Москве (1909) вызвали недоумение как у зрителей, так и у театральных критиков. Несмотря на то, что драматурга обвинили в неряшливости стиля, пьеса «Чёрные маски» или «представление в двух действиях и в пяти картинах», как определил это произведение Андреев, признаётся самой сложной в творчестве писателя.
В докладе приводятся результаты анализа художественного потенциала драмы Андреева в свете экзистенциальной философии. Отмечается, что пьеса была передовой для русского театра первого десятилетия XX в. и вобрала в себя опыт различных театральных культур, реализуя двуплановость драматургического действия в карнавальной атмосфере. Излагается взгляд Андреева на важный для искусства и литературы аспект многогранности человеческой личности в контексте пьесы «Чёрные маски». Приводится вывод, согласно которому Андреев прибегает к использованию приема масок и мотиву двойничества, имеющим давнюю литературную и театральную традицию в европейской культуре. Таким образом, в докладе делается попытка резюмировать идеи Андреева, предваряющие основные философские концепции экзистенциализма.
Проведённый анализ показал, что писатель в соответствии с размышлениями о современном ему театре решает сместить фокус зрительского внимания с внешнего, социального аспекта жизни человека на глубинные слои сознания личности, и это — один из возможных способов обновления театра, в котором возникла необходимость в контексте кризисности и переходности всей системы культуры того времени.