XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сравнительный анализ новеллы А. Стриндберга «Кукольный дом» и одноименной драмы Х. Ибсена

Дарья Игоревна Корнеева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты сравнительного анализа новеллы А. Стриндберга «Кукольный дом» и одноименной драмы Х. Ибсена, представляющих собой заочную полемику двух скандинавских авторов о роли женщины и идее семьи на рубеже XIX — XX вв. Установлено, что противостояние мнений о роли женщины в обществе в произведениях Ибсена и Стриндберга является непреодолимым, и, даже если в некоторых вопросах представления авторов схожи, то в глобальном масштабе они имеют противоположные взгляды.

Тезисы

Тема семейных отношений и роль женщины в обществе занимают ключевую позицию, но представлены по-разному в творчестве двух представителей «новой драмы» рубежа XIX—XX вв., А. Стриндберга (1849—1912) и Х. Ибсена (1828—1906), являясь сюжетообразующими моментами в целом ряде их произведений.
Цель работы состоит в том, чтобы, сравнив драму Ибсена «Кукольный дом» с одноименной новеллой Стриндберга, выявить разнообразие спектра отношений между мужчиной и женщиной в браке, а также выделить и систематизировать элементы художественного мира в этих текстах, концентрируясь в первую очередь на проблематике внутрисемейных отношений.
Основной предмет исследования 
 анализ ряда аспектов семейной темы, включающих в себя брак, воспитание детей, отношения между близкими родственниками, как они представлены в творчестве двух авторов.
В ходе исследования был применен сравнительно-исторический метод, благодаря которому появляется возможность детального рассмотрения особенностей изучаемых произведений.
В результате проведенного исследования установлено, что авторы выражают в значительной мере противоположные взгляды на семейную жизнь и роль женщины в обществе и семье. В то время как Ибсен запечатлел борьбу женщины против своей роли «ни к чему не способной куклы», надеющейся изменить свое зависимое положение, Стриндберг не считает положение своей героини несправедливым. Вина за «разрушенную семью» возлагается Ибсеном на общество и идеалы того времени, а Стриндберг считает виновными конкретных людей. Еще одно важное различие состоит в том, что Ибсен считает свою героиню существом социальным, а Стриндберг 
— биологическим. Ибсен выдвигает образ «женщины-гражданина» и показывает, что ущемление ее гражданских прав лишает ее возможности полноценной самореализации в жизни, при этом, скорее ратуя за свободу не только женщины, но человека в целом. Стриндберг же, делая акцент на биологии, считает, что на первом месте в жизни женщины — материнство, и именно поэтому новелла заканчивается «счастливым воссоединением семейства», которое было бы невозможно, если бы героиня ощущала себя «гражданином». Отметим также, что у Ибсена во главе угла духовная сторона отношений, а у Стриндберга «идеальный брак» состоялся лишь при условии гармонии плоти и духа. Заключение: мы делаем вывод о том, что противостояние мнений о роли женщины в обществе у Ибсена и Стриндберга является непреодолимым, и, даже если в некоторых вопросах идеи авторов схожи, то глобально эти писатели имели резко противоположные взгляды.