XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Мое сердце пушкинофила сильно взволновано в присутствии наших замечательных пушкиноведов»: Пушкинская комиссия в обсуждении сценария кинодрамы «Дубровский»

Владимир Владимирович Турчаненко
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Ключевые слова, аннотация

В апреле 1935 г. перед академическим пушкиноведением была поставлена непростая задача — обсудить сценарий кинодрамы «Дубровский» А. В. Ивановского и предложить «конструктивные решения» для его доработки. В докладе поговорим о том, сумели ли представители науки и киноиндустрии найти общий язык в контексте напряженной идеологической риторики, и что в итоге осталось от неоконченного романа А. С. Пушкина после его «адаптации» для советского зрителя.

Тезисы

Консультационная работа ученых почти всегда остается за кадром, хотя и является важным социальным компонентом их деятельности и отнимает у специалистов большое количество времени. Так, в преддверии юбилейных торжеств 1937 г. (100 лет со дня смерти А. С. Пушкина) на членов Пушкинской комиссии Академии наук СССР были возложены, в числе прочих, обязательства по консультированию издательств, учебных заведений, театров, кинофабрик, а также лиц, «желающих получить какие-либо разъяснения, касающиеся трудов и дней Пушкина». Несмотря на колоссальный объем задач, исследователи подошли к этой работе максимально ответственно — об этом свидетельствуют многочисленные архивные документы.
В докладе планируется представить материалы, связанные с обсуждением сценария кинодрамы «Дубровский» (1936, сценарист и режиссер А. В. Ивановский) в апреле 1935 г., когда по просьбе И. Г. Кацнельсона, директора фабрики «Ленфильм», Пушкинская комиссия провела несколько выездных заседаний. На них ученые вместе с представителями киноиндустрии и широкой общественности рассмотрели предложенный художественным отделом «Ленфильма» сценарий и высказали свои замечания и предложения. Особый интерес представляет стенограмма заседания комиссии в стенах кинофабрики (СПбФ АРАН, ф. 150, оп. 1 (1935), ед. хр. 20), на котором, в числе прочих, выступили Б. В. Томашевский, Г. А. Гуковский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Г. Оксман. В ходе обсуждения, неминуемо насыщенного выступлениями партийных деятелей и «красных» критиков, время от времени поднимались принципиально важные вопросы: насколько в принципе возможна экранизация незавершенного пушкинского романа? Какова степень допустимого отклонения от литературного произведения и как донести до масс с помощью кино «настоящего» Пушкина? Как следует интерпретировать замысел автора и допустим ли в качестве финала уход Дубровского к Пугачеву? И, наконец, соответствует ли в принципе роман Пушкина задачам, которые ставят перед собой сценаристы и режиссер?