XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Берлинская школа: к проблеме понятия «реализм»

Елизавета Владимировна Лаврищева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Рубеж XX—XXI вв. связан с попыткой возвращения кинематографа к своим истокам, к онтологическому реализму, о котором писали Андре Базен и Зигфрид Кракауэр. Медленное кино, работы братьев Дарденн, румынская новая волна, берлинская школа и другие схожие явления с первого взгляда кажутся предельно гиперреалистическими. Доклад будет посвящен проблематизации понятия «реализм» в контексте поэтики режиссеров берлинской школы первого поколения (К. Петцольд, А. Шанелек, Т. Арслан) и выявлению их специфических особенностей в ряду схожих реалистических явлений рубежа веков. 

Тезисы

Материалом для настоящей работы послужили фильмы авторов первого поколения так называемой берлинской школы (Ангела Шанелек, Томас Арслан и Кристиан Петцольд). Традиционно их художественный метод называют реалистическим, обосновывая это тем, что режиссеры посвящают свои фильмы предельно отстраненной, холодной и протокольной фиксации какого-то фрагмента окружающей действительности. На данный момент эта точка зрения кажется не совсем справедливой.
Понятие «реализм» в контексте берлинской школы предельно проблематизировано: отчасти оно связано с базеновским онтологическим отображением действительности, но помимо этого нагружено коннотациями с понятиями «мистицизм», «сюрреализм», «фантастическое». На настоящем материале обозначены следующие задачи: рассмотреть специфику берлинской школы в ряду схожих реалистических явлений конца ХХ в.; используя литературные параллели, проанализировать эволюцию понятия «реализм» в кинематографе; рассмотреть релевантность применения понятия «реализм» к берлинской школе.