XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женские образы в произведениях болгарских писателей Димитра Димова и Павла Вежинова

Софья Андреевна Бочарова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена особенностям образной системы произведений выдающихся болгарских писателей второй половины XX в. Павла Вежинова и Димитра Димова и женским персонажам, описанным на страницах их книг. Был проведен сопоставительный анализ описаний главных героинь по нескольким векторам: 1) сравнение персонажей романов Димова между собой; 2) аналогичный анализ героинь романов Вежинова; 3) сопоставление первых и вторых. Выявлен общий архетип для каждой группы и обозначены характерные черты каждой из героинь.

Тезисы

Художественное наследие Димитра Димова и Павла Вежинова представляет собой огромный пласт болгарской литературы. Каждый из авторов, обладая неповторимым стилем, мастерски создавал реалистичных и многомерных героев. На материале романов Димитра Димова «Табак», «Осужденные души» и «Поручик Бенц» и романов Павла Вежинова «Синий закат», «Ночью на белых конях», а также повести «Барьер» был проведен анализ главных женских персонажей, описанных в каждом из произведений.
Три вышеупомянутых романа Димова объединяет глубокий психологизм, с которым прорисованы герои, и трагичность обстоятельств, на фоне которых происходят события: исчезновение мирной жизни, война, противостояние сильных характеров в опасных условиях. Подчеркивается тесная связь любви и смерти. Женские персонажи его произведений также имеют общий ряд черт, их формирующий: взятый за основу мифологический образ роковой женщины, Лорелеи, обрекающей мужчин на погибель, раскрывается автором с разных сторон, исследуются психотип героини, мотивация ее поступков в зависимости от окружения и обстоятельств. На протяжении всех трех романов каждая из героинь окружена такими атрибутами порочной жизни, как алкоголь и наркотики, которые многие исследователи считают метафорой саморазрушения. Кроме того, любовь у Димова тесно ассоциируется с болезнью. Многие герои воспринимают это чувство как безумие, сумасшествие. 
Героиням произведений Павла Вежинова также принадлежит некий общий набор черт, тем не менее, отличный от того, который создал в своих произведениях Димов. В первую очередь все три девушки противопоставлены в произведениях всем другим женским персонажам. Они описаны как хрупкие, отрешенные от мира, обладающие необыкновенной красотой. Все они скромны и деликатны; они тихие и молчаливые, будто хранят какую-то тайну. Главной движущей силой всех трех произведений становится любовь героинь. Каждая из них отдается своему чувству без остатка, их любовь 
— всепоглощающее чувство, оно в определенный момент становится главной движущей силой, ради которой они готовы пойти на всё, решиться на смерть. Если архетипом героинь Д. Димова считается роковая женщина, то к героиням П. Вежинова можно применить скорее архетип жертвенной податливой девушки, вечной девушки (мифологически восходящий к богине Персефоне).
Используя общий для всех произведений набор черт, авторы помещают своих героинь в разные обстоятельства и исследуют поведение героини такого типа в предложенных условиях. Оба писателя проводят героинь своих произведений по пути от «мирной», условно гармоничной красоты к отчаянию и гибели, либо духовному опустошению.