XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эволюция Хастура в мистической литературе

Светлана Игоревна Турищева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Цель доклада — проследить эволюцию персонажа (Хастур) на примере нескольких произведений, оказавших наибольшее влияние на его развитие, начиная от первого появления в литературе и заканчивая наиболее поздним. Материалом исследования послужили как малоизвестные, так и популярные произведения: «Пастух Гаита» А. Бирса, «Жёлтый знак» Р. Чемберса, «Шепчущий во тьме» Г. Лавкрафта, «Пришелец из космоса» А. Дерлета, «Благие знамения» Т. Пратчетта и Н. Геймана. В результате исследования были раскрыты особенности персонажа и его эволюция на фоне развития литературного процесса.

Тезисы

Впервые Хастур — некое высшее существо — упоминается в рассказе «Пастух Гаита» («Haita the shepherd», 1891). На протяжении века персонаж эволюционировал, появляясь в произведениях разных авторов, в том числе в романе «Благие знамения» («Good omens», 1990). Очевидно, что эволюционный процесс сопровождался определенными изменениями. Основная задача исследования — рассмотрение и анализ данного процесса через специфику раскрытия персонажа в разных произведениях и сопоставление его черт. Особое внимание уделено Хастуру в романе «Благие знамения».
Материалом исследования стали отрывки из произведений А. Бирса (1842–1913, Bierce), Р. Чемберса (1802–1871, Chambers), Г. Лавкрафта (1890–1937, Lovecraft), А. Дерлета (1909–1971, Derleth), Т. Пратчетта (1948–2015, Pratchett) и Н. Геймана (1960, Gaiman), в которых упоминается или непосредственно присутствует Хастур в любом из его воплощений. В ходе исследования была раскрыта специфика персонажа, выявлены отличительные черты, основанные на повторяющихся деталях при описании его различными авторами. Отдельно были сопоставлены и проанализированы сложившиеся и устоявшиеся черты персонажа с его полным переосмыслением в романе Пратчетта и Геймана.
В результате исследования был сделан следующий вывод: большинство писателей не придумывали персонажа, а использовали ранее созданного, добавляя к его чертам другие, основанные на их понимании мистического образа; однако среди авторов были и те, кто создал «нового» персонажа, сильно отличающегося от оригинала.