XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Елена Прекрасная как образный компонент лингвокультурного концепта «красота» в сознании учащегося средней школы

Елизавета Алексеевна Устинова
Докладчик
студент 4 курса
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу структурообразующих элементов образа Елены Прекрасной в восприятии учащихся средней школы. По результатам анкетирования сделан вывод о соотношении представлений школьников с мифологической традицией осмысления образа Елены Прекрасной, а также о характере связи архетипичного образа с концептом «красота» в рамках русской языковой картины мира. 

Тезисы

Образ Елены Прекрасной широко распространён в мировой литературе. Корнями образ уходит в древнегреческое народное устно-поэтическое творчество. К. Г. Юнг рассматривает Елену как вариант архетипа Коры — богини «девы», которую вечно похищают влюблённые женихи. Мотив похищения или добывания невесты можем встретить и в русских волшебных сказках («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»), однако этим сюжетообразующим элементом не ограничивается функция Елены Прекрасной. Например, в сказке «Безногий и слепой богатырь» с Еленой Прекрасной связан мотив попытки убийства главного героя, в сказке «Василий-Царевич и Елена Прекрасная» героиня выполняет функцию помощника, а в сказке «Царевна-лягушка» мотив похищения Елены Прекрасной совмещен с функцией невесты-помощника.  Это разнообразие порождает вопрос о целостности национального образа Елены Прекрасной и его месте в языковой картине мира носителя русского языка. 
С целью выявления этих данных было проведено анкетирование 129 учащихся средней общеобразовательной школы. В задании на соотнесение личных имен (Василиса, Елена, Емеля, Иван) с определениями (царевич, дурак, Прекрасная, Премудрая) 100 учащихся соотнесли имя Елена с определением Прекрасная. Среди основных черт были названы внешняя красота, молодость, интеллект, доброта, а также детали внешности (светлые волосы, голубые глаза, сарафан). Среди источников знакомства анкетируемых с образом Елены Прекрасной наряду с русскими сказками были перечислены мультфильмы 
«Вовка в тридевятом царстве», «Иван-царевич и серый волк», «Елена — принцесса Авалора». Описывая сюжет, подходящий для этого персонажа, мальчики 14-16 лет описывают Елену Прекрасную как награду для ищущего жену царевича, в то время как девочки этого возраста чаще описывают приключения, с разных сторон раскрывающие личность Елены Прекрасной. В сюжетах ребят 11-13 лет при сохранении ведущего мотива похищения, тема отношений полов отходит на второй план. Выявленная закономерность согласуется с изменениями представлений о мужественности и женственности подростков на разных ступенях пубертатного периода. 
Выделяемые учащимися черты образа Елены Прекрасной на эксплицитном или имплицитном уровнях согласуются с признаками концепта «
красота», выделяемыми Ю. В. Мещеряковой в «Антологии концептов» (синонимичные ряды, положительная оценочность, пассивность эстетического объекта и т. д.). Однако относительная воплощенность образа, его интерпретация в различных произведениях искусства позволяет проследить трансформацию понятия, скрывающегося за этим образом, и потенциальные изменения в структуре самого концепта.