XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

От книги до экрана: метаморфозы романа Ю. Олеши «Три Толстяка»

Дмитрий Коновалов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются основные сходства и различия романа Ю. Олеши «Три толстяка» (1924), пьесы «Три толстяка» (1929), сценария и фильма А. Баталова «Три толстяка» (1966). Центральными темами доклада являются трансформация текста романа в кинотекст, а также работа Баталова с первоисточником, его отношение к нему. Показаны персонажные трансформации, смещение акцентов, сделанные режиссером намеренно.

Тезисы

Данное исследование выполнено в рамках сравнительного анализа, материалом являются роман Ю. Олеши «Три толстяка» (1924), пьеса Олеши «Три толстяка» (1929), сценарий и фильм А. Баталова «Три толстяка» (1966).
Кинематографичность — одна из особенностей текста Олеши. В его творчестве встречаются различные приемы кинопоэтики, которые коррелируют между собой, во многом определяя семантику и функцию того или иного фрагмента текста. Целью данного доклада является показать изменение текста романа в текст пьесы и текст киносценария (кинотекст) в композиционном аспекте. На пути метаморфоз меняется соотношение фабулы и сюжета, соотношение точек зрения персонажей. В интерпретациях появляются новые герои и сцены, отсутствующие в оригинале. Автор-литератор и режиссер противоречиво расставляют акценты, меняя статус персонажей. Баталов делает чрезмерный акцент на Тибуле, роль которого сам исполняет, при этом зачастую оттесняя других персонажей на второй план. Режиссер очень вольно интерпретирует первоисточники. «Монтажность» текстов Олеши позволяют режиссеру постоянно менять локацию действия, переставляя сцены в вольном порядке и придумывая свои. Баталов опирается на оба произведения, но при этом создает своё, отличное от обоих. Промежуточным этапом текстовых трансформаций является пьеса «Три толстяка». Одна из методологических проблем, рассматриваемых в докладе, — определение ближайшего источника киносценария: пьеса или роман.