XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Перспективы нового реализма египетского кинематографа ХХ в.: нарушение запретов (на примере фильмов режиссера Атефа Эль-Тайеба)

Халфалла А.Х. Хефни
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад посвящен исследованию перспектив реализма в египетском кинематографе и проливает свет на творческий компонент работы режиссера Атефа Эль-Тайеба, который является ведущим представителем египетского кинематографа ХХ в. В докладе рассматривается феномен нарушения запретов в качестве нового явления естественного развития реализма на египетском экране. В рамках исследования проведен анализ его самых известных двух фильмов, Суак ил-итубис «Водитель автобуса» (1982 г.) и Аль Бари (1986 г.) — «Невинный» (1986 г.), представляющих собой разные типы запретов в рамках новой волны реализма.

Тезисы

Данный доклад посвящен исследованию перспектив реализма в египетском кинематографе. В докладе рассматривается феномен нарушения запретов в качестве нового явления естественного развития реализма на египетском экране. В рамках исследования проведен анализ его самых известных фильмов, Суак ил-итубис «Водитель автобуса» (1982 г.) и Аль Бари (1986 г.)  «Невинный» (1986 г.), представляющих собой разные типы запретов в рамках новой волны реализма и нарушение запретов. Рассматриваются основные идеи и типы нарушений, которых смело отражаются в фильмах Эль-Тайеба.
Египетское кино лучше всего иллюстрирует понимание арабами современности. Когда речь идет об истории развития кино в арабском мире, мы, безусловно, движущая сила — это Египет.
Египет 
— страна, в которой производится три четверти, возможно, больше, от количества арабских фильмов. Успех египетского кинематографа и спрос на фильмы сделали египетские фильмы транснациональным феноменом в арабском мире, хотя до начала 1980-х гг. кино в Каире было в основном связано с изображением египетской реальности.
Реализм, вынужденный всегда сохранять связь с реальной действительностью, должен стремиться не к тому, чтобы быть красивым, а к тому, чтобы быть точным. Подобный реализм и имеет место в фильмах режиссера 
Атифа аль-Тайеба, который считается пионером египетского реализма.